По франшизе можно открыть только магазин?
- Аренда помещения
- Разработка дизайн-проекта ремонта помещения
- Разработка дизайна фасада
- Закупка мебели и оборудования
- Ремонт помещения
- Найм персонала
- Закупка товара
- Разработка рекламной кампании открытия
- Рекламная кампания открытия
Купив франшизу, вы сможете сократить этот список в 2 раза! Потому что франчайзор предоставит вам готовый дизайн-проект помещения и фасада. Франчайзор поможет подобрать оптимальный персонал для вашего предприятия, передаст все необходимые материалы для проведения рекламной кампании открытия, а также поможет со всеми остальными пунктами из списка.
За эту помощь вам будет необходимо заплатить франчайзору Паушальный взнос. Это единоразовый платеж, который оплачивается при покупке франшизы. Обычно он составляет от 5 до 10% от общей суммы инвестиций в открытие. У многих франшиз паушальный взнос вообще отсутствует! На самом деле он, конечно, есть, так как среди франчайзоров нет альтруистов. Просто он «скрыт», например, в виде обязательной закупки товара или оборудования у франчайзора.
Кроме того, франшиза подразумевает постоянную текущую поддержку от управляющей компании. Это может быть как рекламная поддержка (когда компания-франчайзор дает федеральную рекламу за свой счет или предоставляет вам сайт на корпоративном домене), так и консультации по ведению бизнеса, контроль за состоянием дел и другая подобная помощь.
За эту поддержку вы будете должны оплачивать Роялти. Это регулярные, обычно ежемесячные, платежи. Роялти бывает фиксированным (например, 15 тысяч рублей ежемесячно), а бывает зависящим от объемов ваших доходов или прибыли — в виде % от оборота. Существуют франшизы, которые работают вообще без роялти — но в этом случае вам, как правило, будет необходимо проводить у них регулярные закупки товара.
Не стоит думать, что франшиза — это разновидность работы по найму. Ваш бизнес останется вашим, и управлять им вы будете полностью самостоятельно. Франчайзор сможет давать только советы и рекомендации, чтобы уберечь вас от ошибочных решений.
Распространено заблуждение, что франчайзинг ориентирован только на розничную торговлю. Когда-то это было верно, но сейчас лишь треть всех франчайзинговых предложений составляют магазины. И среди других категорий можно найти много интересных предложений.
В первую очередь это, конечно, заведения общественного питания — кафе и рестораны, кофейни и суши-бары, бургеры и сендвичи. Наиболее известная франшиза общественного питания — это Макдоналдс. К сожалению, обычному человеку купить ее в России практически невозможно — нужно обладать широчайшими связями и колоссальными инвестиционными возможностями.
Но и на общепите франчайзинг не заканчивается. Вас интересует бизнес в интернете или информационные технологии? Мы готовы предложить вам большой выбор франшиз интернет-магазинов, а также франшиз, связанных с разработкой и обслуживанием программного обеспечения.
Хотите оказывать услуги населению, работать в сфере здоровья, красоты и спорта? Пожалуйста — в нашем каталоге франшиз вы найдете множество предложений от фитнес-клубов, салонов красоты, парикмахерских.
Любите автомобили с детства и всегда мечтали превратить свое увлечение в источник стабильного дохода? Рассмотрите предложения от компаний, связанных с автобизнесом — стайлинговые услуги, такси, автосервисы, торговля автозапчастями и даже прокат автомобилей — на всем этом можно зарабатывать!
Таким образом, открыть по франшизе вы сможете совершенно любой вид бизнеса. Вам будет необходимо оплатить паушальный взнос, и регулярно платить роялти, а за это вы получите помощь на всех этапах открытия и текущей работы вашего предприятия. При этом весь доход, который вы будете получать от работы вашего предприятия — останется вашим, а бизнес будет находиться полностью под вашим единоличным управлением.
Франшиза — это простой способ начать собственный бизнес с минимальными рисками.
Остается только вопрос, как выбрать франшизу? Чтобы помочь в выборе, мы делаем ежегодный Топ франшиз России.
Если вас заинтересовала какая-либо франшиза — отправьте заявку, переговорите с представителем компании, попросите контакты действующих франчайзи, встретьтесь и пообщайтесь с ними — только таким образом вы сможете лично убедиться в надежности компании, и сделать в итоге правильный выбор.
Примеры франчайзинга
Несмотря на то, что термин «франчайзинг» известен только в бизнес-среде, примеры компаний, успешно развивающихся по этой модели, знают все. Например, Coca-Cola Company и PepsiCo — это франшизы (последняя, кроме всего прочего, была первой франшизой, открывшей производство в СССР). Именитые сети фаст-фуда — McDonalds, KFC, Burger King — тоже франшизы. В России франчайзинговый рынок сначала был представлен только зарубежными брендами, но уже к началу 90-х появились первые франшизы российского происхождения: «Дока Пицца», «Тинькофф», «1С».
Модель франчайзинга, благодаря своей гибкости, может успешно применяться практически в любой отрасли. Поэтому в последние годы в России она переживает бум: сегодня на рынке работает несколько тысяч франшиз. Посмотреть примеры франшиз, успешно развивающихся в России, можно здесь.
Недостатки франчайзинга
Несмотря на все свои плюсы, модель франчайзинга подходит не всем компаниям, желающим масштабироваться. Равно как и не каждому начинающему предпринимателю подойдет франшиза. Какие есть недостатки в этой модели с точки зрения франчайзора и франчайзи?
Для франчайзора |
Для франчайзи |
Франчайзи даст франчайзору меньше прибыли, чем собственное предприятие |
Франчайзи не может принимать ключевые решения, подчиняется правилам |
Франчайзор должен держать целый отдел, занимающийся запуском, развитием и контролем франчайзи |
Рост франчайзи ограничен, он не может превратить свое предприятие во что-то принципиально другое |
Франчайзору сложно защитить свою интеллектуальную собственность |
Если репутация франшизы испорчена, это влияет на репутацию франчайзи, даже если он все делает верно |
Франчайзи может выйти из сети и стать конкурентом |
Франчайзи обязан раскрывать управленческую и финансовую информацию своего предприятия |
Франчайзор несет ответственность за успех или неуспех франчайзи, даже если последний недостаточно активен |
Между франчайзи может быть конкуренция, при которой плюсы франшизы не являются преимуществом |
Список выглядит внушительным, однако влияние этих недостатков можно уменьшить. При разработке франшизы очень важно составить подробный договор, кроме того, не стоит открывать франшизу, если не «обкатаны» все бизнес-процессы.
Покупателю же франшизы нужно задаться вопросом: готов ли он ограничить свою свободу в бизнесе ради уменьшения рисков? Готов ли достичь определенного уровня дохода и остаться на нем? Если да, то франчайзинг — это отличный выбор. Если же предприниматель амбициозен и готов рисковать всем для получения максимальных прибылей — лучше открыть собственный бизнес.