Договор коммерческой концессии — Sum IP

Юридическая природа договора коммерческой концессии

Из вышеупомянутого определения следует, что договор коммерческой концессии по своей юридической природе является:

  1. Консенсуальным – вступает в силу с момента заключения, а исполняется уже после подписания.

  2. Взаимным – обе стороны имеют права и несут обязанности.

  3. Возмездным – наличие материальной выгоды в результате исполнения соглашения у каждой из сторон.

При этом такой договор может быть срочным и бессрочным, то есть он может заключаться на определенный срок, а также без указания такого срока.

Стороны соглашения по договору коммерческой концессии

На стороне правообладателя в договоре могут выступать, собственно, сами правообладатели, а также доверительные управляющие. Впрочем, второй случай является исключительным, что в том числе связано с противоречивой практикой Роспатента по регистрации договоров доверительного управления товарными знакамии регистрации договоров, заключенных доверительным управляющим. В субконцессионном договоре на стороне правообладателя выступает пользователь по основному договору.

Второй стороной договора коммерческой концессии является пользователь, который, как было сказано ранее, должен являться коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем. Фактически, при франчайзинге правообладатели часто предъявляют ряд дополнительных требований: опыт работы на рынке, количество работников, наличие недвижимости в собственности, хорошая деловая репутация, количество активов. Но эти требования являются экономическими, а не юридическими, поэтому в этой статье не рассматриваются.

Периодически сторон коммерческой концессии также именуют франчайзером (franchiser) и франчайзи (franchisee). Особенно часто эти варианты встречаются в договорах, составленных иностранными лицами и подчиненных английскому или американскому праву. По российскому законодательству, названия правообладатель и пользователь более корректны.

Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. 

Договор коммерческой концессии - Sum IP

Правообладатель – это лицо, обладающее исключительным правом на товарный знак или коммерческое обозначение, а также другими исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. 

К таким лицам относятся:

  • коммерческие организации, которые созданы в Российской Федерации;

  • иностранные юридические лица;

  • иностранцы;

  • индивидуальные предприниматели.

Пользователями могут выступать как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Это лица, которые получают право на пользование комплексом исключительных прав.

Читать далее:  Что такое пролонгация договора и вклада, как ее оформить: где прописываются условия, на что обратить внимание, образец договора

Отметим, что сторонами договора коммерческой концессии не могут выступать физические лица. Если такое лицо желает воспользоваться комплексом исключительных прав, то оно должно зарегистрироваться, как индивидуальный предприниматель.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

В круг обязанностей правообладателя входит:

  • передача пользователю документации, относящейся к предмету договора, а также предоставление иной информации, которая необходима для осуществления им своих прав по договору коммерческой концессии;

  • проведение инструктажа для самого пользователя, а также его работников или иных лиц, которые непосредственно будут работать с комплексом исключительных прав.

Кроме этого в договоре коммерческой концессии может быть предусмотрено, что правообладатель обязан:

  • обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования предмета договора (уплата пошлины или регистрационного сбора);

  • постоянно оказывать пользователю техническое и консультативное содействие (обучение, повышение квалификации и т.д.);

  • проводить контроль качества товаров, работ или услуг, которые производятся пользователем комплекса исключительных прав (создание некой системы внутренней сертификации).

  • использовать результаты интеллектуальной деятельности правообладателя;

  • обеспечивать качество производимых им товаров, работ или услуг;

  • соблюдать все инструкции и указания правообладателя, в том числе и внешнего, и внутреннего оформления коммерческих помещений;

  • оказывать покупателям дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать в случае приобретения товара у правообладателя;

  • не разглашать секреты производства (ноу-хау) правообладателя и иную конфиденциальную информацию;

  • предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором;

  • информировать покупателей об использовании им результатов интеллектуальной деятельности в силу договора коммерческой концессии.

Предмет договора коммерческой концессии

Предметом договора являются исключительные права имущественного характера, то есть комплекс исключительных прав на средства индивидуализации:

  • товарный знак, знак обслуживания (статья 1477 ГК РФ);

  • коммерческое обозначение (ст. 1538 ГК РФ);

  • секрет производства (ст. 1465 ГК РФ).

К дополнительным элементам, которые входят в состав предмета концессии, относятся деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя.

3. Существенные условия договора коммерческой концессии

Договор коммерческой концессии - Sum IP

a. Предмет договора путем указания на комплекс объектов интеллектуальной собственности и предоставление права на их использование по концессии. Каждый из объектов должен быть достаточно индивидуализирован. Технически это легче сделать в приложении к договору в виде таблицы. Если объект проходил государственную регистрацию, следует указать реквизиты официального документа.

Так, в России обязательно регистрируют товарные знаки, изобретения, полезные модели и промышленные образцы и некоторые другие результаты интеллектуальной деятельности, но они редко предоставляются по коммерческой концессии. Коммерческие обозначения, произведения дизайна и ноу-хау не регистрируются, поэтому стороны должны индивидуализировать их путем подробного описания.

Читать далее:  Советы для тех кто решил овладеть искусством оратора

b. Вознаграждение правообладателя. Цена франшизы обычно состоит из двух частей – единовременного первоначального платежа (license fee) и роялти (royalty). Роялти – это периодический платеж в процентах от дохода или прибыли пользователя. Кроме того, часто договор может предусматривать гонорар успеха (success fee), который уплачивается правообладателю при достижении определенного минимального размера прибыли. Однако договор коммерческой концессии может содержать условие о вознаграждении в другой форме.

c. Область предпринимательской деятельности и способы использования комплекса исключительных прав. Это существенное условие франчайзинга регулирует, как пользователь вправе использовать предоставленный ему комплекс исключительных прав. Например, вправе ли он при производстве товаров экспортировать их в другие страны.

d. Требования к качеству товаров, работ и услуг. Это условие, с одной стороны, защищает пользователя, который вправе требовать от правообладателя передачи документации, которая позволит выпускать товары в соответствии с требованиями к их качеству. С другой стороны, это условие защищает правообладателя, т.к.

Договор коммерческой концессии vs лицензионный договор

Договор коммерческой концессии – один из самых сложных договоров в российском праве, поэтому многообразие его условий охватить довольно сложно. Во многом они зависят от области предпринимательской деятельности и комплекса исключительных прав. Перечислю ниже наиболее стандартные условия договора франчайзинга, не относящиеся к существенным:

  • территория использования интеллектуальной собственности;
  • срок действия франчайзинга. По умолчанию, он равен сроку действия лицензионного договора, т.е. пяти годам;
  • право (а иногда обязанность) пользователя заключать субконцессионные договоры;
  • обязанность правообладателя поддерживать в силе исключительные права на товарные знаки и иные объекты, а также последствия несоблюдения этой обязанности;
  • запрет правообладателю и/или пользователю заключать договоры коммерческой концессии с другими лицами;
  • условия об обязательности для пользователя ценовой политики, предложенной правообладателем;
  • обязанность пользователя предварительно согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений.

Формы выплат по договору коммерческой концессии

Статья 1028 Гражданского Кодекса РФ указывает на то, что договор коммерческой концессии должен быть оформлен в письменной форме. При несоблюдении таких требований договор считается ничтожным.

Форма выплат в качестве вознаграждения правообладателю может быть различной, как правило, это единовременное вознаграждение. В течение срока действия договора коммерческой концессии выплачивается роялти, которые определяются как процент от продаж, надбавки к оптовой цене.

Читать далее:  Как правильно заключить договор аренды

Статья 1030 Гражданского Кодекса РФ содержит рекомендательное указание на формы оплаты и расчетов между сторонами договора коммерческой концессии. Так, выплаты могут осуществляться в форме фиксированных разовых платежей, либо таковые могут быть периодическими. Также возможна такая форма, как отчисления от выручки, наценки на оптовую стоимость товаров. Данный перечень не является закрытым, форма может быть какой угодно, она определяется сторонами договора коммерческой концессии.

Регистрация договора коммерческой концессии

Предоставление в пользование исключительными правами подлежит регистрации в уполномоченном органе – Роспатент. Если данное требование не исполняется, то предоставление права пользования считается несостоявшимся.

Стороны договора коммерческой концессии

Отметим, что регистрируется не договор коммерческой концессии, а само предоставление исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Таким образом, отсутствие регистрации не делает договор недействительным. При заключении договора одна сторона может потребовать регистрацию предоставляемых прав. Как правило, данное требование выдвигается стороной, которая намерена использовать предмет исключительных прав в своих целях.

Факторы, влияющие на цену договора коммерческой концессии

К факторам, которые оказывают влияние на формирование цены договора коммерческой концессии, относятся:

  • затраты правообладателя, которые были произведены для получения конечного результата товарного знака, промышленного образца и т.д.;

  • затраты на обеспечение правовой защиты объекта интеллектуальной собственности;

  • затраты на рекламные кампании для целей раскрутки бренда;

  • стоимость страхования объекта интеллектуальной деятельности;

  • уровень правовой охраны объекта (одиночный патент, блок патентов, семейство аналогов и др.)

Роль коммерческой концессии  в экономике страны

Коммерческая концессия позволяет пользователю

  • использовать известное обозначение, товарный знак (бренд) в своей деятельности, что поможет ему быстрыми темпами развивать свою предпринимательскую деятельность; либо

  • получить доступ к навыкам и умениям тех лиц, которые являются правообладателями.

Крупный правообладатель в свою очередь имеет возможность расширить свою деятельность, сделать ее более известной и популярной. А также получать дополнительный доход посредством использования института франчайзинга.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

В данном случае в выигрыше остаются и потребители, так как доступ к конечной продукции увеличивается и становится достаточно простым. И, что самое главное, обеспечивается право на качественную продукцию.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro
Adblock
detector