Франшизы для начинающих без опыта бизнеса

Финансовый аспект.

Рассуждать о видах бизнеса, которые можно организовать без каких-либо вложений мы сегодня не будем. Возьмём за основу факт – для того, чтобы начать дело, хоть какие-то вложения да потребуются. А в связи с тематикой нашей статьи возникает более конкретный вопрос – что обойдётся дешевле – начать свой бизнес, или купить франшизу?

Конечно, в первую очередь всё будет зависеть от вида бизнеса, как в том, так и в другом варианте. Но для чистоты будем брать за основу – что рассматриваем мы один и тот же вид, как в случае с франшизой, так и с собственным бизнесом. Это может быть любой вариант — стационарная точка «кофе с собой», или производство стрейч-плёнки, например.

В информационном пространстве витает миф, о том, что начинать собственный бизнес с нуля – всегда обходится дороже. Потому что предпринимателю приходится покупать оборудование, материалы, нанимать работников, оплачивать регистрацию бизнеса, арендовать помещение, оплачивать рекламу и т.д. и т.п. А франшизу – взял да купил по её стоимости и дело в шляпе.

Собственный бизнес с нуля: плюсы и минусы

Независимость: вы сами себе хозяин, и именно ваши решения определяют маршрут развития предприятия

Чем же привлекателен вариант по открытию своего дела?

  1. Возможность создать собственный уникальный бренд: если вы уже разработали идею и полны решимости воплотить её в конкретном деле, то это весомый аргумент в пользу собственного бизнеса.
  2. Независимость: вы сами себе хозяин, и именно ваши решения определяют маршрут развития предприятия.
  3. Экономия на старте: не надо тратиться на покупку франшизы, выплачивая паушальный взнос.
  4. Получение всей прибыли: не надо делиться заработанным с франчайзёром, выплачивая роялти.
  5. Высокая маневренность: вы в праве, ориентируясь на рыночную ситуацию, кардинально изменить формат компании, а также внедрять любые изменения по своему усмотрению.

Теперь остановимся на трудностях, с которыми придётся столкнуться начинающему предпринимателю:

  1. Необходимость «завоевать» клиента: к сожалению, от реализации идеи до успешных продаж – путь неблизкий. Будьте готовы потратиться на рекламу и приложить массу усилий для привлечения покупательской аудитории.
  2. Высокая цена ошибки: самостоятельное ведение бизнеса для новичка – это, во многом, движение вслепую, так что просчёты и промахи неизбежны, а это значит, вероятность успеха не очень велика.
  3. Непредвиденные расходы: в случае своего стартапа, как правило, будут возникать новые и новые проблемы, разрешение которых потребует всё новых и новых инвестиций, так что существует высокий риск не рассчитать собственный бюджет.
  4. Сложность прогнозирования: трудно оценить, когда бизнес выйдет на самоокупаемость.
  5.  Медленный «разгон»: становление новорождённого бизнеса – процесс трудоёмкий и займёт много времени.

Опыт ведения бизнеса

В этом аспекте франшиза побеждает. Знания и опыт в самом конкретном смысле, которыми может делиться франчайзер – несравнимое преимущество перед отсутствием этого опыта у начинающего предпринимателя, запускающего свой бизнес.

Другое дело, что франчайзер, для того, чтобы действительно этим опытом обладать, должен действовать на конкретном рынке достаточно продолжительное время. И не просто действовать, а уже иметь франчайзинговую сеть, состоящую из нескольких франчайзи в разных регионах. Иначе, собственно, откуда этому опыту взяться.

Читать далее:  RetailStudio - Собственное производство в супермаркете

При грамотно построенном франчайзинговом предложении франчайзи может рассчитывать на:

  • Бизнес-план
  • Дизайн-проект помещения
  • Смету расходов при запуске бизнеса
  • Рекомендации по закупке оборудования
  • Консультации в подборе помещения
  • Совместную подборку кадров
  • Обучение нанятых специалистов
  • Маркетинговую стратегию
  • Настроенную логистику

Это как минимум.

В случае с организацией собственного бизнеса, все стратегии, планы и режимы предпринимателю придётся разрабатывать самому, опираясь только на свои знания. Как уже было сказано, эти знания могут сыграть большую роль в формировании конечной суммы стартовых инвестиций и дальнейших затрат.

Никто не говорит, что человеку без опыта не получится построить свой бизнес. Другое дело, что большинство франшиз готовы видеть в рядах своих франчайзи и начинающих предпринимателей без опыта такой деятельности, предлагая им сопровождение и обучения. Это несомненный плюс в карму франшизы. Главное, чтобы это сопровождение действительно было качественным, а не просто значилось в коммерческом предложении.

Запуск бизнеса по франшизе: плюсы и минусы

Лёгкий старт: при открытии бизнеса по франшизе нет необходимости тратить уйму времени и денег на раскрутку бренда и привлечение клиентов

Чем хороша франшиза?

  1. Готовые расчёты: во франчайзинговом предложении уже есть все необходимые цифры, так что вы сразу получите представление как о размере ожидаемых затрат, так и об объёме будущей прибыли.
  2. Лёгкий старт: при открытии бизнеса по франшизе нет необходимости тратить уйму времени и денег на раскрутку бренда и привлечение клиентов.
  3. Поддержка франчайзёра: риск совершения ошибки на порядок снижается, поскольку вы всегда сможете обратиться за консультацией к опытному тренеру в лице франчайзёра. Кроме того, вы сможете пользоваться всеми преимуществами, которые дают наработанные франчайзёром связи, включая налаженную сеть поставщиков и партнёров, а также более выгодные условия кредитования.
  4. Чёткие инструкции: помимо готовых расчётов, вы получите отработанный бизнес-план, который позволит эффективно управлять предприятием даже без наличия опыта.
  5. Ускоренный выход на самоокупаемость: налаженность всех бизнес-процессов и выгодные условия на старте будут способствовать быстрой окупаемости ваших инвестиций.

К недостаткам бизнеса по франшизе можно отнести:

  1. Наличие дополнительных выплат: за предоставляемые бонусы и гарантии положена плата в виде паушального взноса и роялти.
  2. Связанность обязательствами: вы не сможете полноправно распоряжаться своим бизнесом и принимать самостоятельные управленческие решения на глобальном уровне; основное требование к франчайзи – это следование стандартам компании.
  3. Зависимость: судьба вашего дела будет во многом зависеть от решений франчайзёра, который, в частности, может продать собственный бизнес другому лицу или даже закрыть его.
  4. Вероятность купить некачественную франшизу: риски, связанные с открытием бизнеса по франшизе, возникают, прежде всего, на этапе её выбора. В худшем случае, она может оказаться нерентабельной. Многое зависит и от личных качеств франчайзёра: убедитесь, что он готов оказывать вам всю полагающуюся поддержку.
  5. Неоригинальность: покупая франшизу, вы будете тиражировать успешную идею другого человека без возможности самому стать разработчиком нового продукта.

Франшизы для начинающих без опыта бизнеса

Очевидно, идеального решения не существует, поэтому при выборе нужно исходить из ваших целей и приоритетов.

Популярность бренда

На самом деле – двоякий аспект. Многие франчайзеры, для повышения привлекательности собственного франчайзингового предложения делают акцент на том, что их будущий франчайзи будет развиваться под конкретным брендом, а не строить свою империю с нуля, знакомя публику с новой торговой маркой и набирая аудиторию по крупицам.

Но так ли это на самом деле? Конечно же франчайзи получает право (а в 99% случаев – обязанность) действовать под названием общим для всей сети. Вот только в большинстве случае громкие слова «действовать под известным брендом» — на самом деле просто слова.

Читать далее:  За апрель 2 партнера у франшизы milana shoes accessories

МакДональдс – это известный бренд, Лукойл – известный бренд. Известным брендом может быть фирма, которая действительно имеет уже широко распространённую сеть по всем регионам России. В основном — это магазины обуви или одежды. Только вот такие франшизы по цене никак не сравнимы с «псевдобрендами».

Ну, или на крайний случай, к этому разделу можно отнести фирмы, которые торгуют известными брендами – например, кроссовками addidas. Но какую-нибудь небольшую компанию, будь она хоть трижды успешна в своём городе, сложно назвать известным брендом.

Собственно ради становления в качестве известного бренда, в том числе, и запускается программа франчайзинга. Франчайзер сам не меньше заинтересован в распространении сети, потому что это будет напрямую влиять на распространённость бренда.

Франшизы для начинающих без опыта бизнеса

Чтобы действительно воспользоваться преимуществами известного бренда, придётся покупать очень дорогую франшизу.

Что же выгоднее?

Для некоторых людей привлекательность бизнеса заключается, прежде всего, в возможности творческого воплощения собственных идей и в отсутствии контроля сверху. Однако успеха в данной группе добиваются единицы – те, кто готов, преодолевая одну неудачу за другой, упорно идти к своей цели.

Яркий пример — история Фёдора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, который, не имея навыков ведения бизнеса, открыл сеть книжных магазинов в родном городе, но потерпел крах, несмотря на отчаянные попытки спасти своё дело. Полученный опыт он увлекательно описал в книге «И ботаники делают бизнес».

К чести Фёдора, поражение его не сломило: он обратил внимание на рынок фастфуда  – и решил изучить наиболее успешные предприятия изнутри, превратившись из бизнесмена в наёмного работника. За время «учёбы» Фёдор стажировался на кухнях McDonald’s, Papa John’s и Sbarro. Взяв у них лучшее, он разработал свою уникальную концепцию пиццерии с внедрением передовых IT-технологий. Так родилась международная сеть пиццерий «Додо Пицца», которая насчитывает сегодня более 300 точек в 10 странах мира.

Несмотря на счастливый конец этой истории, предыдущий опыт Фёдора Овчинникова подтверждает суровые данные статистики, согласно которым за первые два года выживает 1 стартап из 10 в случае самостоятельного запуска бизнеса. Когда речь идёт о франшизе, показатель возрастает до 7-8 стартапов из 10.

Таким образом, открытие бизнеса по франшизе даёт гораздо больше гарантий заработать и принести пользу обществу – даже для начинающего предпринимателя, который также получает возможность пройти «мягкое» обучение, опираясь на поддержку франчайзёра. Поэтому счастливых историй запуска бизнеса по франчайзингу так много: вы покупаете модель бизнеса, который уже прошёл жёсткий отбор и доказал свою жизнеспособность.

Исследования рынка

Ещё один аспект, который должен бы давать значительное преимущество варианту франчайзингового предложения. Ведь франчайзер имея собственный опыт, однозначно имеет и большее представление о покупательской способности клиентов, о предпочтениях аудитории, о прямых конкурентах и т.д.

Вот только нередки случаи неудачного сотрудничества между фирмой и её партнёром, причиной которому становится как раз отсутствие информации по рынку. Объясним.

Зачастую франчайзер опирается на опыт, который был получен только в тех регионах, где действует его фирма, или представительство. Но при продаже франшизы в другой регион, из поля зрения выпадает тот факт, что те же самые параметры в этом регионе будут иметь совсем другие значения. То есть просто не проводится предварительный анализ рынка по регионам. А франшиза туда продаётся. Неудивительно, что бизнес-план не сработает.

Конечно, этого можно не опасаться, если франчайзер качественно подходит к своей франшизе. Поэтому лучше перед покупкой момент заранее уточнять.

Зависимость

Франчайзинговые предложения в силу того, что они являются предметом продажи, часто используют выражение «собственный бизнес по готовой технологии» (или ряд других с похожим смыслом).

Читать далее:  Магазин по продаже часов бизнес план

Но по факту, быть франчайзи в большинстве вариантов – это всё равно зависеть от головного офиса. Это – соблюдать стандарты, действовать по схеме, которую для вас приготовили, отчитываться по финансовым показателям и вообще выполнять роль.

На самом деле в этом нет ничего плохого. Более того, иногда возникают ситуации, когда бизнес по франшизе стопорится только потому, что франчайзи считает себя излишне независимым и перестаёт следовать намеченному франчайзером плану.

Этот аспект играет роль только в том случае, если для предпринимателя действительно важно быть полным собственником и самому себе руководителем. Тогда ему придётся выбрать вариант бизнеса с нуля, или купить франшизу, которая предполагает только поставку определённого товара. Например, вендинговых аппаратов.

Но есть и конкретные неудобства. Так, франчайзи почти всегда недозволенно заниматься под этим же брендом другой деятельностью. Часто нет возможности выбирать поставщиков, вид товара, ценовую политику. Ограничений очень много. И крайне важно, чтобы покупатель франшизы имел представление, в чём именно он будет ограничен.

Периодические отчисления

Что лучше - франшиза или свой бизнес?

Мы уже начали говорить об этом аспекте. Если с паушальным взносом всё понятно, то вот роялти и рекламные отчисления часто становятся яблоком раздора между франчайзером и франчайзи. Понятное дело, что постоянно отдавать часть прибыли, особенно на этапах, когда каждая копейка достаётся потом и кровью, не хочется никому.

Собственный бизнес, конечно в этом аспекте значительно выигрывает. Потому что как тратить деньги – вопрос уже лично предпринимателя, да и вся ответственность — на нём.

Кратко о плюсах и минусах

Теперь кратко объединим всё вышесказанное.

Открывая собственный бизнес с нуля, предприниматель получает полную свободу и сам несёт ответственность за все неудачи. Он может рассчитывать только на свой опыт и знания в формировании стратегии развития. Он волен решать, где, как, чем и когда ему заниматься. От него не требуется ежемесячных отчислений.

Франшиза имеет явные ограничения и слабо может рассматриваться как полностью собственный бизнес. Однако предоставляемый опыт, бренд, стратегия развития, анализ рынка, обучения и сопровождения перевешивают по значимости недостатки подконтрольного головному офису вида бизнеса.

Статистика

И напоследок ещё доля важной информации.

К сожалению статистика такова, что из десяти новых бизнесов после первого года существования на плаву остаётся только три. В то время как во франчайзинге такой показатель достигает семи фирм. То есть, сколько бы минусов не было у франчайзинговых отношений, у предпринимателя, покупающего франшизу шансов «выжить» в предпринимательской сфере всё-таки больше. Главное – быть внимательным и тщательно подходить к знакомству с конкретной франшизой.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro