Интервью с экспертом в области снижения коммунальных расходов иваном юртаевым

Создать интерес к профессии и готовить кадры

Во всех городах есть проблема: управляющие компании и жители домов не умеют договариваться и решать проблемы дома сообща. Собственники не чувствуют себя ответственными за содержание дома.

Ирина Генцлер, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города», рассказала, что ситуацию может улучшить изменение  регулирования взаимоотношений жителей домов и УК. Необходимо собственников сделать ответственными за состояние их дома.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Выступление Ирины Генцлер

Ирина Генцлер считает, что кроме того необходимо собственникам дать право:

  • создавать фонд управления домом – это денежный фонд, при помощи которого собственники смогут контролировать свои средства;
  • принимать меры против жителей дома, имеющих задолженность за ЖКУ.

Интервью с экспертом в области снижения коммунальных расходов иваном юртаевым

Управляющим компаниям для качественной работы в будущем необходимо изменить своё отношение к жителям домов: признать, что это не просто плательщики, а заказчики услуг УК. Нужно начать относиться к каждому дому как к объекту управления.

Вместе с тем роль УК будет состоять и в том, чтобы помочь жителям домов переосмыслить позиционирование – научить их перестать считать себя жертвами и начать нести ответственность за свои дома.

Председатель «Общероссийского профсоюза рабочих местной промышленности и коммунально-бытовых предприятий» Александр Василевский считает: чтобы у российского ЖКХ было будущее, нужно уже сейчас создавать у молодёжи интерес к профессии, готовить кадры и повышать квалификацию опытных работников.

Для этого необходимо регулярно проверять навыки и умения сотрудников организаций и  создать систему для подготовки кадров: ввести дополнительные дисциплины в образовательных учреждениях, новые специальности. Отрасли нужно свежее дыхание, но молодежь не пойдёт работать в ЖКХ, пока не будет проработан престиж отрасль и решена проблема с заработной платой. Андрей Василевский предлагает в Стратегии-2035 предусмотреть раздел регулирования трудовых отношений.

На модернизацию коммунальной сферы нужны сотни миллиардов

Сенатор от Свердловской области, зампредседателя комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению Аркадий Чернецкий, открывая совещание, заметил, что степень износа коммунальных сетей сегодня в большинстве регионов — «высокая», а проблема — «острая». При этом реформирование отрасли ЖКХ в России идет уже 15 лет, приняты различные законодательные акты, Жилищный кодекс и прочее, одновременно все эти годы шло финансирование программ модернизации в регионах.

Но объем финансирования по-прежнему небольшой. Главный вызов, стоящий перед властями: высокая изношенность инфраструктуры и технологическое отставание. Об этом говорят и результаты опроса 2019 года, который представители Совфеда провели в 57 регионах. Как оказалось, на модернизацию изношенных сетей регионам требуются колоссальные суммы, и «ничего, кроме ужаса они вызвать не могут»: Красноярский край потребовал 190 млрд рублей, Омская область попросила 55 млрд, Свердловская — 58 млрд, Самарская — более 200 млрд рублей.

— Один порядок цифр, о которых мы говорим, достаточно конкретно показывает, что ни за счет регионов, ни за счет муниципальных бюджетов невозможно модернизировать ЖКХ. Работу сложно выполнить и с участием федерального бюджета, — предупредил Аркадий Чернецкий. — Но глаза боятся, руки делают. Работу надо начинать. Так жить нельзя. В любом случае, если не обратим внимание, придем к катастрофе.

Начальник инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за ходом реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства Счетной палаты Алексей Глазачев в свою очередь в отсутствии системного подхода обвинил сам Минстрой РФ: реализация регионами отдельных инвестпроектов в коммунальной сфере, по данным СП, «носила лишь заявительный характер».

Сорвана и реализация нацпроектов в регионах из-за неточной проектно-сметной документации. По «Чистой воде» кассовое исполнение к концу 2019 года — 10%, по «Оздоровлению Волги» — 0,1%. В ряде регионов не завершена реализация крупных инвестпроектов по модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, строительство которой началось в 1990 — начале 2000-х годов, отметили в Счетной палате.

Под пунктом 2.1 идет плата по отоплению. Снижение расходов по этой категории зависит от того дома в котором вы живете. Если это старый дом, то скорее всего в вашем доме нет счетчиков на отопление и сделать их будет достаточно проблематично.

Сначала нужно сделать общедомовой счетчик, который будет считать все тепло потребляемое домом, а потом уже в каждую квартиру на каждую батарею нужно ставить отдельный индивидуальный счетчик, по которым потом и будет определяться потраченное вами тепло.

Читать далее:  Как зарабатывать на хайпах - Раскрываю секреты успеха

Если же вы живете в новом доме, то у вас может быть установлено подобное оборудование. Например, моя младшая сестра купила недавно квартиру в ипотеку в новом доме. И у них уже есть данные измерительные приборы.

Однако, если вы живете в старом доме, то один из вариантов выхода из данной ситуации – это создание ТСЖ, где на общем собрании собственников можно рассмотреть вопрос приобретения и установки необходимого оборудования.

Дело в том, что прошлой осенью мы с женой сделали в квартире капитальный ремонт, заменили старые окна на новые пластиковые, установили новые радиаторы с возможностью регулирования температуры и т.д.

Подобные радиаторы мы купили из-за того, что следим за своим здоровьем, а также за здоровьем нашей маленькой дочки. Мы стараемся поддерживать в квартире не жаркую температуру в районе 22-24 градусов по Цельсию.

И так получилось, что прошлой зимой мы как закрутили эти вентили, так почти всю зиму их и не трогали. Температура в квартире поддерживалась в основном за счет горячих стояков, а также за счет того, что наша жилплощадь находится на южной стороне и практически с самого утра и до вечера солнышко светит в нашу сторону. Из-за этого квартира хорошо прогревается.

Интервью с экспертом в области снижения коммунальных расходов иваном юртаевым

Следующая статья расходов – это горячая вода, тариф которой более чем в три раза превышает тариф на холодную воду.

По горячей и холодной воде, думаю, все понятно. Здесь считается вся та вода, которая была потрачена на приготовление пищи, мойку посуду, стирку одежды, купания, умывания и т.д.

По данным опроса ВЦИОМ, до 71% граждан считают основной проблемой ЖКХ не качество услуг, а их высокую стоимость. При этом почти половина респондентов не смогли назвать точно сумму, которую они платят за коммуналку.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

Вести учёт и тем более сомневаться в правильности начисления коммунальных платежей в нашей стране как-то не принято. И напрасно.

Не стесняйтесь требовать у управляющих и энергоснабжающих компаний перерасчёт. В том числе за время отсутствия в квартире. И платите за коммуналку без комиссий.

Интервью с экспертом в области снижения коммунальных расходов иваном юртаевым

Применяйте эти советы комплексно, и экономия станет ощутимой. А если у вас есть свои хитрости, делитесь ими в комментариях.

Исключить бизнес-риски УК

Татьяна Вепрецкая, директор Национального Жилищного Конгресса, перечислила прямые бизнес-риски управляющих компаний, которые мешают им работать в полную силу. Среди них:

  • не учтены отрицательные значения при расчётах с РСО;
  • занижены нормативы потребления коммунальных ресурсов;
  • отменена уступка права требования в пользу РСО;
  • не дописан документ о принятии решения по временной УК: формально дом у компании можно отобрать в любой момент, а суды занимают двойственную позицию.

Чтобы избежать этих и других бизнес-рисков, управляющие компании должны быть заинтересованы в активных собственниках. Для качественной работы отрасли необходимо организовать конкурентный рынок услуг по созданию комфорта в домах и прийти к проведению капитального ремонта по фактическому состоянию дома, а не по плану региональной программы.

Кроме того, необходимо придерживаться тенденции создания «умного дома». Например, Татьяна Вепрецкая считает КР на СОИ не рентабельными в составе платы за жильё, потому что УК отвечает за сети, но не может отвечать за качество ресурса.

Среди других предложений, которые помогут бороться с бизнес-рисками: побыстрее перейти на электронные голосования на ОСС, использовать новые технологии, чтобы защитить подписи собственников, стремиться взыскивать задолженность в досудебном порядке.

Эксперт поддерживает регуляторную гильотину и передачу ГИС ЖКХ от Минкомсвязи РФ Минстрою РФ. Считает, что необходима отдельная программа по ветхому жилью в субъектах.

Федералы разуверились в том, что ГЧП поможет модернизировать ЖКХ в регионах

Катастрофа может быть не за горами из-за банальной проблемы: отсутствия необходимых источников финансирования в регионах. Во-первых, тарифы сегодня не позволяют покрывать финансовые потребности, нужные для модернизации коммунальной инфраструктуры, — а резко повышать тарифы правительство по политическим причинам опасается.

Во-вторых, нет ресурсов даже для проектно-сметной документации (на нее уходит процентов 13 всех средств на те или иные проекты). В-третьих, низкий уровень инициативности инвесторов — что понятно, так как экономическая состоятельность проектов «весьма сомнительная» (и ни один успешный бизнесмен не захочет взять на баланс себе, скажем, канализацию города).

Интервью с экспертом в области снижения коммунальных расходов иваном юртаевым

Власти пытаются решить эти проблемы через законодательные новеллы и ревизию прежних актов. Но, если верить сенаторам, государство фактически разочаровалось в концессионных соглашениях — форме государственно-частного партнерства, предусматривающей передачу государственного имущества на определенный срок частному инвестору, который должен осуществить строительство (реконструкцию) переданного имущества и имеет право получать доход от его использования.

Читать далее:  Самые перспективные криптовалюты на 2019 год

По словам Чернецкого, власти были дезориентированы их якобы «фантастическими возможностями» — хотя, казалось бы, можно было догадаться, что процент компаний, способных сделать водоотведение или водоочистку прибыльной (да еще откладывать средства на их модернизацию), будет минимальным изначально. Или же качество услуг будет оставлять желать лучшего.

Доработать Стратегию-2035

Для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются работники сферы ЖКХ, и повышения качества жилищно-коммунальных услуг создаётся Стратегия развития ЖКХ России до 2035 года. Документ находится в процессе разработки, и эксперты спорят над его содержанием.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Андрей Широков, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства, поделился, чего, по его мнению, не хватает в Стратегии. Документ должен получить разрешение в рамках регуляторной гильотины, этого пока не сделано.

Андрей Широков рассказывает о ЖКХ будущего

Многоквартирный дом нужно сделать объектом недвижимости, каждый дом должен иметь стоимость и стоять на балансе. Также эксперт предлагает предусмотреть положение для товариществ собственников жилья – сделать членство в ТСЖ обязательным, это поможет собрать собственников.

Андрей Широков предлагает переосмыслить отношении к УК – «она должна быть наполнена финансами». «ЖКХ будущего – это переосмысление парадигмы существующего. Нужно все делать по-другому», – считает эксперт.

В Минстрое РФ не поверили цифрам регионов

Позитивной сенаторы считают практику постановления правительства РФ от 2015 года №1451 «О предоставлении финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры», но и она выявила лакуны.

Выяснилось, например, что даже в этом случае существовали ограничения — грубо говоря, у муниципалитетов на участие в этой программе тоже не было особенно денег. «Число муниципалитетов, где №1451 бы сегодня работало, — море разливанное, только денег нет», — так резюмировали неудачу постановления на круглом столе.

В 2017 году появилось постановление №997, позволяющее предоставлять регионам и муниципалитетам кредиты, софинансировать процентную ставку и прочее. Сегодня готовится Стратегия развития ЖКХ до 2035 года в Совете Федерации, в рамках которой предлагается создать еще и региональный единый центр, укрупнить предприятия коммунального комплекса, частично решать проблемы модернизации через реализацию нацпроектов «Жилье» и «Экология».

Главные претензии собравшиеся представители регионов и коммунальных организаций предъявили на встрече Министерству строительства и ЖКХ РФ, от которого выступила руководитель департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Светлана Никонова — причем обидев многих собравшихся тем, что выступила и почти сразу же ушла.

Раздражение регионов и сенаторов вызвала позиция Минстроя: нет точной информации о степени износа объектов коммунальной инфраструктуры в субъектах РФ, информация, мол, не носит системный характер, где-то износ завышен, где-то занижен: «По факту у нас в земле лежат новые трубы, а на бумаге — 100-процентный износ», — отметила чиновница, отказав в точности и опросу сенаторов, данные которого привел Чернецкий.

Раскритиковали в Минстрое и существующие сегодня в ряде регионов в зонах эффективного радиуса теплоснабжения ТЭЦ кучи котельных, нагрузка которых перекладывается на потребителя. И практика, согласно которой технологические решения по модернизации сетей принимаются на уровне муниципалитетов, а инвестпрограммы и тарифы — на уровне региональном: и между собой они зачастую никак не связаны. Чтобы их связать — опять же потребуются изменения в отраслевых законах.

Раздражение регионов и сенаторов вызвала позиция Минстроя: нет точной информации о степени износа объектов коммунальной инфраструктуры в субъектах РФ. Фото Олега Тихонова

Своя программа финансирования пилотных регионов

Главной новостью для собравшихся — и даже сенаторов — стало объявление о том, что Минстрой разрабатывает отдельную программу для регионов по модернизации коммунальной инфраструктуры с износом выше 60%, для чего и потребуется предварительная инвентаризация, по-видимому. Поэтому и заявки регионов по замене их изношенных сетей пока в министерстве завернули, хотя в субъектах РФ еще с весны обрадованно составляли сметы.

— Чтобы мы не возвращались постоянно, не выкапывали плитку и не перекладывали сначала трубы для теплоснабжения, а потом через год, опять выкапывая плитку, трубы для водоснабжения, — объяснила Никонова.

В пилотную часть войдут регионы с низкой бюджетной обеспеченностью, проекты которых будут финансироваться большей частью за счет федерального бюджета (98%) — после реализации проектов снижение износа инфраструктуры должно составлять не менее 10%. На каждый проект выделять до 300 млн рублей — что, конечно, в свете запрашиваемых регионами цифр (см.

выше) кажется каплей в море. После того, как Никонова покинула круглый стол, от регионов посыпались вопросы, и тут же выяснилось, что сегодня и у сенаторов нет точных идей, что это за программа 60-. Зато точно известно, что в бюджете 2020—2023 года никаких федеральных средств на минстроевскую программу не закладывалось… А необходимость системной инвентаризации Чернецкий назвал «оттягиванием принятия решений».

Читать далее:  Сезонные продажи товаров из китая - заработок на сезонных товарах

Сделать проживание в домах безопасным

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertise

Руководитель ГЖИ Воронежской области Диана Гончарова и Ирина Зенкова, начальник отдела организации обучения и пропаганды Национального союза организаций в области обеспечения пожарной безопасности, объяснили, что жилищно-коммунальное хозяйство будущего невозможно без создания безопасных и комфортных условий проживания в многоквартирных домах.

Государственные жилищные инспекции волнуют безопасность работы лифтов и газового оборудования. То, как управляющие компании зимой справляются с сосульками и наледью, тоже немаловажная проблема.

Ирина Зенкова предлагает доработать Правила противопожарного режима: в нормативном документе прописаны требования, но часть из них выполнить невозможно. Это касается, например, организации пожарных проездов, применения чек-листов по пожарной безопасности.

Использовать в работе новые технологии

Об автоматизации работы управляющих компаний и товариществ собственников жилья мы начали говорить давно, но после семинара-конференции убедились окончательно – УК будущего невозможна без применения новых технологий.

О новых сервисах и инструментах для сферы ЖКХ говорили Максим Скуратовский из ТЕХНОНИКОЛЬ, Андрей Яценко из Gorserv, Александр Матвеев, генеральный директор Центра деловой экспертизы, Борис Валит, руководитель РосКвартала и другие лекторы, чьи разработки управляющие компании и ТСЖ уже успешно применяют в своей работе.

Борис Валит на семинаре-конференции «ЖКХ будущего-2019»

Как реализуется проект «Умный город»: примеры регионов

Мы обязательно расскажем вам о самых интересных решениях, которые узнали на семинаре-конференции. Как заработать на вывозе ТКО и провести качественный капитальный ремонт. Какие креативные способы взыскания задолженности существуют, что делать, если у вас на управлении находится дом-памятник. Об этом и многом другом читайте в наших следующих статьях.

Керамическая, стеклянная и медная посуда нагревается быстрее чугунной и стальной. Закон физики. Чем быстрее нагрелась сковорода, тем меньше на это потратилось энергии. Закон экономии.

12. Наливайте в чайник ровно столько воды, сколько нужно сейчас

Электрочайник потребляет много энергии. Чтобы вскипятить полный двухлитровый чайник, нужно около пяти минут. Но всегда ли вы используете сразу весь этот кипяток?

Нагрев чашки воды займёт не больше минуты, а значит, вы сэкономите несколько десятков ватт, что в переводе на месячные показатели весьма ощутимо (15–20 кВт/ч). И очистите чайник от накипи. Он будет закипать быстрее, экономя электроэнергию.

Часто стоимость пользования лифтом, уборки в подъезде и капремонта зависит от количества человек, прописанных в квартире. Даже если брат, тётя или сын давно живёт в другом городе, но не снят с регистрации по этому адресу, за этого человека придётся платить.

всего проекты стоили 10,4 млрд рублей, из них 5,2 млрд выделил Фонд, 1 млрд — субъекты, 4 млрд — средства самих инвесторов. Однако даже Талалылкин отметил, что без финансовой поддержки из бюджета модель «не складывается», а для нее придется поднимать тарифы. Чиновник считает отмену перекрестного субсидирования тарифов (за счет чего бизнесу начисляли повышенные тарифы, а населению их субсидировали) ошибкой.

— На прошлой неделе башкиры к нам из Стерлитамака приезжали по поводу модернизации водоотведения. У населения тариф — 11 рублей за кубометр воды, а рядом Стерлитамакский металлургический завод, который платит столько же! Надо вводить группы потребителей….

Интервью с экспертом в области снижения коммунальных расходов иваном юртаевым

— Мы говорим, что не можем взять с бабушки больше 11 рублей. Хорошо. Но сегодня есть промышленные предприятия, бизнес, для которых рост водного тарифа — не катастрофический, и он дал бы нам подушку безопасности — разве мы этого не знаем? Почему продолжаем с зашоренностью отрицать все возможности?! 10 лет назад мы сказали, что перекрестное субсидирование тарифов не нужно, тогда как весь мир сегодня идет в этом направлении! Да и затраты на воду в себестоимости бизнеса обычно минимальны! — согласился с ним сенатор Чернецкий.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafety

Учитывая эмоциональность именно этой части обсуждения — поднимать тарифы или нет, судя по всему, бизнесу придется подготовиться к худшему. Тем более что по данным же эксперта Института экономики города, чтобы поменять и модернизировать всю коммунальную водную и канализационную инфраструктуру в регионах, потребуется минимум 3,8 трлн рублей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro