Мифы и реальность рынка онлайн-образования · EdMarket

Миф 1. Бизнес под пальмой

Многие представляют, что, запустив свою онлайн-школу, смогут путешествовать, работать из любой точки мира, проводя не более 2-3 рабочих часов за ноутбука. Конечно, приятная картинка: вы заканчиваете рабочие дела, рядом плещется море, скоро вы отправитесь на экскурсию, а пока вы отдыхаете, на ваши курсы будут сыпаться все новые и новые заявки — только успевай обрабатывать.

В действительности все происходит не так. Начать с того, что вы вряд ли сумеете настроить бизнес-процессы так, чтобы работать удаленно, если только вы не руководитель удаленной команды сотрудников. А кроме того, образовательный стартап будет требовать куда больше времени, чем 2-3 часа. Вам придется решать рабочие вопросы не меньше 8-9 часов в день, а в начале пути вряд ли получится работать меньше 10-12 часов. Вы захотите проводить это время под пальмой, где вряд ли есть хороший wi-fi? Или дома/в коворкинге, где все приспособлено для удобной работы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyen-GB

Основной продукт образовательных платформ – это контент. Существует несколько возможных способа его производства:

  • Показ готового контента. Этим занимаются такие агрегаторы, как Uchinovoe, BeSmart и другие.
  • Адаптация чужого контента. Например, Lendwings переводит популярные курсы с американской площадки Udemy.
  • Использование пользовательского контента. Например, записи вебинаров Zillion.
  • Собственное производство. Например, Eduson, Универсариум, Uniweb и ряд других.

Преобладающей тенденцией является снижение востребованности сайтов-агрегаторов и повышение спроса на отобранные качественно подготовленные и снятые курсы.

2015 Прогноз

Мировой рынок электронного обучения на 2015г. оценивается экспертами в $107 млрд: Европа – 41,6%, Азия – 28,4% Северная Америка – 22,4%, Южная Америка – 3,3%. Основными игроками на этом рынке являются Открытые, Виртуальные, Электронные, Сетевые и Кибер-университеты, Smart-университеты, основной рост которых пришелся на последнее десятилетие.

Масштабы их деятельности поражают, в каждом из них обучаются более 500 тыс. человек. В первую очередь это открывает широкие возможности для людей с ограниченными возможностями и оборонных предприятий. Однако большую озабоченность вызывает тот факт, что в России эти процессы представлены незначительно.

Читать далее:  Что такое статья и как ее написать

Миф 3. Прибыльность с первого дня

Хочется, конечно, запустить онлайн-курс и, набрав первую же группу, выйти в плюс. Но такое бывает редко. Гораздо реалистичнее, что ваше движение будет напоминать график справа.

На старте приходится проверять гипотезы, дорабатывать продукт (если вы выпустили на рынок MVP — минимально жизнеспособный продукт), проводить анализ целевой аудитории, чтобы уточнить запрос.

Поэтому, запуская онлайн-курс, лучше иметь финансовую «подушку безопасности» на запуск и продвижение вашей онлайн-школы.

Миф 4. Обучать может каждый

Каждый из нас в чем-то эксперт. Так почему бы не начать делиться своими знаниями и получать от этого прибыль?

Рассуждая таким образом, многие задумываются над созданием своей онлайн-школы. Но давайте остановимся на двух вопросах. Во-первых, не факт, что ваши знания так редки, что люди готовы за них платить. В сети много бесплатного контента, да и конкуренция среди образовательных проектов высока.

Во-вторых, без специалиста, который умеет выстраивать образовательные технологии, продумывать программу, заниматься педагогическим дизайном, вы вряд ли сможете создать ценный продукт. Чтобы проектировать качественные онлайн-курсы, вам придется либо найти такого специалиста, либо самому им стать.

Ключевое в онлайн-образовании — трансформация слушателя, переход его из точки «А» в точку «Б», когда он может заявить: «Раньше я поступал так, а теперь научился делать иначе, более эффективно». Как спроектировать курс, чтобы человек получал навыки? Вам необходимо ответить на этот вопрос, чтобы создать качественное онлайн-образование.

Миф 5. Я запущу онлайн-курс, и будет моя онлайн-школа успешно работать и приносить доход

Что предполагает эта точка зрения? Что, запустив единственный онлайн-курс, я буду легко набирать слушателей на каждый поток и жить припеваючи.

Мифы и реальность рынка онлайн-образования · EdMarket

Как происходит на самом деле? Вы, возможно, наберете слушателей на первый поток курса, но уже второй набор дастся тяжелее. Третий — еще тяжелее. Уже все заинтересованные из вашего окружения уже прошли онлайн-курс, а постоянно привлекать новых слушателей через рекламу — очень дорогое удовольствие.

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

Поэтому чем дольше вы сможете удерживать клиентов, тем лучше. Для этого понадобится продуманная линейка курсов, запуск образовательных проектов для разных целевых аудиторий и разных задач.

Миф 6. Сделаю лендинг, немного вложусь в рекламу, и будет мне счастье

К сожалению, привлечение клиентов — процесс дорогой и нелинейный. В среднем решение о покупке потенциальный слушатель онлайн-курса может принимать 1-6 месяцев. И все это время вы будете присылать ему полезный контент — приглашать на бесплатные вебинары, дарить авторские материалы. Просто затем, чтобы он не забыл о вашем существовании.

Читать далее:  Заработок на QComment

Успешная онлайн-школа имеет подписную базу, которую постоянно прогревает полезными материалами. И набирается эта база не за день и не за два.

Миф 7. Найму маркетолога, и все будет хорошо

На самом деле продвижение и позиционирование вашего образовательного продукта вряд ли получится доверить целиком и полностью маркетологу. Вам как руководителю образовательного проекта придется разобраться в интернет-маркетинге, чтобы ответить на вопросы:

  • кто ваша целевая аудитория? какие у нее потребности?
  • какую ценность несет ваш продукт?
  • какое ваше уникальное торговое предложение (УТП)? То есть что отличает ваш курс от многих других?

А как на самом деле?

На самом деле алгоритм запуска онлайн-школы выглядит примерно так:

  1. Выбор ниши и оценка емкости рынка.
  2. Определение целевой аудитории и ее исследование (customer development).
  3. Анализ конкурентов.
  4. Формулирование «проблемы-решения-УТП».
  5. Разработка линейки продуктов.
  6. Запуск MVP (минимально жизнеспособного продукта)
  7. Составление бизнес-модели.
  8. Расчет финансового плана.
  9. Сбор команды.
  10. Выбор программного обеспечения.

Если вы начинаете ваш образовательный проект с нуля, на путь от идеи до старта первого курса у вас уйдет не меньше 4-5 месяцев.

Не стоит убеждать себя, что онлайн-образование — это «возможность зарабатывать, не напрягаясь». Правда в том, что на создание и продвижение онлайн-школы потребуются ресурсы: финансовые, человеческие, эмоциональные. Но правда и в том, что российский рынок онлайн-образования — это интересная растущая ниша, которая ждет людей, мечтающих создавать качественные курсы и менять мир к лучшему. И для таких работа на этом рынке станет удовольствием и возможностью найти себя.

На рынке онлайн-образования вы также сможете собрать команду классных специалистов, каждый из которых хочет приносить пользу, делать что-то значимое. А с такой мотивацией люди готовы горы свернуть.

3. Российский рынок

Несмотря на то, что российский рынок онлайн-образования активно стартовал буквально на год позже запуска крупнейших мировых площадок — в 2013 г., следует отметить, что первые крупные проекты появились около 5 лет назад. В настоящее время по оценке J’son {amp}amp; Partners Consulting на рынке присутствует более 50 крупных проектов с десятками тысяч слушателей. Аудитория лидеров рынка насчитывает миллионы пользователей, например в сервисе Lingualeo – более 6 млн слушателей из России.

  • экспертная оценка рынка в денежном выражении 2014г. ~ 400 млн руб.;
  • общее количество слушателей составляет несколько миллионов человек;
  • рост рынка в денежном выражении по сравнению с 2013г. – 70-100%;
  • число зарегистрированных пользователей на крупнейших MOOC -площадках составляет десятки тысяч, в некоторых случаях превышает 100 тыс.;
  • по информации от игроков показатель конверсии находится в диапазоне 1-4%, медианная оценка ~ 2%;
  • стоимость курсов варьируется от нескольких тысяч рублей до нескольких десятков тысяч в зависимости от тематики, продолжительности курса и детализации;
    на рынке присутствует более 50 площадок;
  • 7,2 млн жителей России хотя бы раз проходили обучение онлайн ;
  • 78% слушателей занимаются изучением английского;
  • популярны площадки, готовящие к ЕГЭ и дающие навыки программирования;
  • превалирует платная модель.
Читать далее:  Заработок на продаже файлов при помощи платных архивов

Потенциал рынка

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Для оценки потенциала рынка онлайн-образования в России аналитики J’son {amp}amp; Partners Consulting оценили объем смежных рынков: сегмент репетиторов и рынок корпоративного образования. Согласно имеющимся данным , совокупный рынок репетиторов РФ оценивается в 26-30 млрд руб., в то время как объем сегмента корпоративного образования превысил 70 млрд руб.

Ниже представлена карта российского онлайн-образования по основным направлениям.

Рынок онлайн-образования достаточно долгое время находился в стадии зарождения. Несмотря на то, что первые площадки появились еще в 90-е годы, а первый значимый проект (MIT OpenCourseWare) в 2002 г., настоящий взлет рынка случился в 2012г., когда были запущены три крупнейшие площадки: Coursera, EdX и Udacity.

Несмотря на затяжной старт, онлайн-образование моментально стало популярным, а рынок онлайн-обучения привлек множество инвесторов. Слушателями топ-10 мировых ресурсов в области онлайн-образования являются около 20 млн чел., а совокупные инвестиции в эти ресурсы превысили 300 млн долл. Общий объем инвестиций в онлайн-образование в 2000 -2013 гг. составил 8,5 млрд долл.

Мифы и реальность рынка онлайн-образования · EdMarket

Согласно существующим оценкам текущий объем мирового рынка онлайн-образования оценивается в более чем 40 млрд долл. По прогнозу в 2016 г. эта цифра превысит 50 млрд долл. Структура мирового рынка по ключевым географическим сегментам представлена ниже.

https://www.youtube.com/watch?v=upload

В данной главе выборочно представлены профили некоторых мировых образовательных площадок.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro