Современное состояние и тенденции развития полиграфического рынка

Состояние и тенденции развития российского полиграфического рынка

Общие тенденции

Развитие мирового полиграфического рынка зависит от ряда факторов, определяемых общими тенденциями развития современного общества. Полиграфический рынок изменяется, приспосабливаясь к новым потребностям общества. Инициаторами этих изменений являются социальные группы, организации и отдельные лица, которые создают инновации, пробуждающие у потребителей новые потребности. В этих условиях основным фактором успеха на рынке становится способность компании поддерживать тесную связь с потребителями.

Полиграфия взаимосвязана с другими отраслями промышленности. В какой-то мере ее можно считать индикатором развития экономики. Об этом свидетельствует тот факт, что динамика изменения продаж печатной бумаги в целом совпадает с динамикой роста внутреннего валового продукта (ВВП). По обоим показателям наибольший рост характерен для стран азиатско тихоокеанского региона (исключая Японию). В настоящее время крупнейшими потребителями бумаги являются США, Япония и Китай.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrighten-GB

Кризисные явления в экономике ведущих промышленных стран коснулись и полиграфии. Аналитики считают, что нижняя точка спада производства была пройдена в 2003-2004 годах. В этот период коэффициент использования производственных мощностей в типографиях США достиг 72% — это рекордно низкий показатель за последние три десятка лет.

Пресс-конференция организаторов форума

В настоящее время объем рынка печатной продукции оценивается в 477 млрд. евро. Согласно прогнозам, в ближайшие годы темпы его роста составят 2,2% в год и к 2012 году его объем достигнет 553 млрд. евро.

В настоящее время на развитые страны приходится примерно 88% мирового производства печатной продукции. Доля развивающихся стран составляет 11%, отсталых — около 1%. В США на душу населения ежегодно производят печатной продукции на 509 евро, в Бразилии — на 33 евро, в Китае — на 12 евро. Очевидно, что значительного экстенсивного роста полиграфии в развитых странах ожидать уже не приходится и основным направлением развития полиграфического производства здесь станет внедрение новых технологий.

Структура рынка печатной продукции по странам

Динамика изменения мировых продаж печатных СМИ

Современное состояние и тенденции развития полиграфического рынка

Пока наибольшая доля в общем объеме печатной продукции принадлежит рекламе и другим товарам коммерческого характера. Однако в последние годы во всем мире наблюдается тенденция снижения роста расходов на печатную рекламу. В период с 1990-го по 2003 год ее доля в общем объеме рекламы уменьшилась с 52,5 до 43,3%. Основной причиной этого процесса является перераспределение расходов на рекламу в пользу электронных средств информации и прежде всего — Интернета.

Наибольшие темпы роста в последнее время демонстрируют сегменты гибкой упаковки и этикеточной продукции (по разным данным, от 2,7 до 4% в год). Быстрое развитие производства гибкой упаковки обусловлено ее низкой стоимостью и хорошими эксплуатационными характеристиками. Поэтому большинство новых продуктов изначально ориентируются на использование именно этого вида упаковки.

В настоящее время в мире ежегодно производится упаковочной продукции на 450 млрд. евро. Из них на печатную гибкую и полужесткую упаковку приходится примерно 23% (104 млрд. евро). Объем рынка гибкой упаковки (включая незапечатываемую) оценивается в 52 млрд. евро.

Производство печатной продукции на душу населения

Структура мирового рынка печатной продукции

В производстве издательской продукции пока доминирующее положение занимает листовая офсетная печать — 42,5% рынка в Европе и 39% рынка в Северной Америке. Всего офсетным способом на листовых и рулонных машинах по обе стороны Атлантики печатают более 70% издательской продукции. В области печати упаковки и этикеток позиции офсета ослабляются из-за внедрения в производство картонных коробок флексографской печати и стагнации рынка сухих этикеток.

Структура рынка печатной продукции по способам печати

Динамика изменения использования печатных технологий

Развитие офсетной печати будет определяться внедрением цифровых допечатных технологий, в первую очередь — систем CtP, и использованием автоматизированного управления рабочим потоком (workflow), которое станет главным источником повышения производительности. Внедрение систем workflow даст толчок развитию информационных систем управления производственным процессом.

Увеличится применение листовых офсетных машин для печати на невпитывающих материалах, прежде всего на пластике. Ключевым фактором успеха типографий в этой области станет применение специально подготовленных УФ-машин. Продолжится увеличение степени гибкости и автоматизации офсетных печатных машин. Еще одной важной тенденцией станет активное внедрение комбинированных печатных машин, сочетающих возможности разных технологий, например офсетной печати и флексографии.

Во многом развитие офсетных типографий будет определяться их возможностями в области отделки запечатанной продукции, поэтому возрастет спрос на автоматизированное послепечатное оборудование с высокой степенью гибкости и возможностью настройки для выпуска различной продукции. Вероятно, получат распространение универсальные модульные отделочные системы.

Читать далее:  Вмененщик закрыл один из магазинов: как отчитаться и заплатить ЕНВД

Современное состояние и тенденции развития полиграфического рынка

Наибольшие темпы роста — около 10% в год — характерны для цифровой печати. В развитых странах рынок заказов для цифровой печати уже сформировался, и ближайшие годы он будет стабильно расти. На втором месте по темпам роста — трафаретная печать (3,3% в год).

Динамика изменения импорта и производства печатной продукции в РФ

Прочие тенденции

Заметной тенденцией в полиграфии является рост спроса на многокрасочную печатную продукцию. Если в 1990 году ее доля составляла менее 40%, то сегодня этот показатель увеличился до 45%, а к 2020 году он должен достичь 70%, причем прогнозируется, что значительную часть рынка — не менее 10% от общего объема печатных изделий — займет продукция, отпечатанная в пять и более красок.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsen-GB

Объем рынка услуг и продукции для типографий оценивается в 43 млрд. евро. Из них чуть менее половины приходится на расходные и запечатываемые материалы и около трети — на оборудование.

Структура мирового рынка по видам изделий (2002-2012)

Сегодня очевидно, что потенциал посткризисного роста российской экономики уже исчерпан. В последние годы наблюдается тенденция снижение роста инвестиций в развитие несырьевых отраслей. Если в 2000 году этот рост составлял 196%, то в этом году — только 109%. Причем на производство потребительских товаров приходится только 17% инвестиций против 65%, идущих на развитие экспортно-сырьевых отраслей. Таким образом, российская экономика по-прежнему ориентирована в первую очередь на экспорт сырья.

В пищевой и легкой промышленности — отраслях, являющихся основными заказчиками промышленной печатной продукции (упаковки и этикеток), наблюдается стагнация. В период с 2000-го по 2004 год ежегодные темпы роста инвестиций в этих отраслях составляли 86-104%.

Неблагоприятными факторами являются укрепление курса рубля по отношению к доллару и рост внутренних тарифов. Эти факторы создают условия для импорта готовых товаров. Начиная с 2000 года темпы роста импорта товаров в Россию выше, чем темпы роста ВВП.

Импорт в РФ печатной продукции

Импорт печатной продукции в России еще в 2003 году превысил докризисный уровень. В 2004 году он составил 437 тыс. т. Темпы роста импорта печатной продукции в последние четыре года стали стабильно выше, чем темпы роста внутреннего производства, — в 2004 году они составили 123 и 103% соответственно. Объемы импорта бумаги и картона в натуральном выражении за период с 1998-го по 2004 год были ниже объемов импорта готовой печатной продукции. В 2004 году в страну было ввезено 425 тыс. т бумаги и картона.

Импорт в РФ бумаги и картона

Объем производства различных видов печатной продукции в РФ

Объем российского рынка печатной продукции в 2004 году оценивался в 2,5 млрд. долл. Наибольшие доли рынка принадлежат печатной упаковке (540 млн. долл.), производству журналов и каталогов (498 млн. долл.) и изготовлению рекламно-коммерческой продукции (432 млн. долл.).

Российский полиграфический рынок имеет неоднородную структуру. Наиболее консервативными его сегментами являются производство газет и книг среднего качества. Здесь давление импорта минимально. Наиболее прибыльными и привлекательными для импортеров сегментами рынка являются производство упаковки (в первую очередь — элитной), многотиражных журналов и рекламных каталогов, а также высококачественных книг.

Сегодня с проблемами столкнулись все субъекты полиграфического рынка. Несовершенство налогового законодательства сдерживает развитие полиграфических предприятий. Отмена льгот на инвестиции в основные средства производства замедляет обновление парка оборудования, а высокие пошлины на бумагу и расходные материалы (они выше, чем пошлины на готовую печатную продукцию) ведут к росту переменных затрат в себестоимости полиграфической продукции и, как следствие, к падению доходности типографий.

Современное состояние и тенденции развития полиграфического рынка

В последние годы обострилась конкуренция с крупными иностранными предприятиями, которые после начала кризиса в их странах начали активно работать в России, зачастую прибегая к ценовому демпингу. Серьезную конкуренцию российским полиграфистам составляют и предприятия из стран ближнего зарубежья (из Украины и Прибалтики), а также из Восточной Европы.

Сегментация услуг

Сегментация печатных услуг конкретной типографии зависит от ее оборудования и квалификации персонала. Азы экономики говорят, что компании, которые фокусируются на отдельных товарных группах, получают большую прибыль. Но в нашем бизнесе это не всегда так.

  • Если у типографии узкая сфера услуг, в условиях спада производства, а также из-за переориентации многих рекламных кампаний в Интернет это может «убить» бизнес.
    Здесь важно проявлять гибкость и быстро перестраиваться в изменяющихся условиях.
  • Это сезонный рынок. Например, в начале года пользовалась спросом листовая продукция (листовки, флаеры, буклеты). Сейчас в портфеле много каталогов.
  • Сам по себе полиграфический бизнес – производство ограниченных индивидуальных партий. «Чужие» листовки и визитки никому не нужны.
  • Широкую линейку услуг и продуктов иметь не всегда выгодно. При этом, в полиграфическом бизнесе есть, например, визитки. Цена на них сверхдемпинговая. Эта позиция нужна скорее для рекламы. Все печатают их, понимая, что сегодня клиент заказал визитки, а через полгода может прийти за каталогами.
Читать далее:  Купить франшизу в сфере мебель и кухни

Что сейчас происходит на рынке

Я бы описал сегмент оперативной полиграфии по всему рынку таким образом:

  • Малые тиражи – до 2-3 тыс. экз.
  • Средние – до 10 тыс.
  • Крупные – свыше 10 тыс.
  • Производство упаковки

В Минске около двух десятков крупных компаний. По понятным причинам называть их не буду.

Себя к крупным типографиям мы не относим. По количеству персонала мы – малый бизнес. Но мы берем заказы и на малые тиражи, и на продукцию до 20 000 экз., и на оперативную печать. Наше оборудование позволяет оказывать услуги, которые можно охарактеризовать как «оперативный офсет».

У крупных компаний – свои головные боли. Сейчас 100 000 экземпляров мало кто печатает. Получается, что даже большие типографии, где работает много сотрудников, начинают сдвигаться в малый сегмент (к малым тиражам). А там совсем другие условия. Более того, многим крупным заказчикам становится выгоднее печатать в России.

Полиграфический рынок нашей страны достаточно узок. И сейчас наблюдается еще одна тенденция – производители продукции активно выжимают с рынка посредников (они не имеют собственного оборудования, занимаются поиском заказов, а потом их размещением в типографиях).

И если ранее крупным типографиям выгоднее было работать с посредниками-рекламщиками, то теперь все стараются иметь дело с заказчиком напрямую. Работать с посредником опасно как для типографии, так и для клиента.

Персонал

https://www.youtube.com/watch?v=ytabouten-GB

Количество сотрудников в нашей типографии зависит от сезона и экономической ситуации в стране. В зависимости от количества заказов, в хорошее время мы берем больше печатников и заново формируем отдел продаж. Для «ручной» работы полезно иметь список людей – тех же студентов, которых можно позвать на подработку. Сейчас же нам хватает 10 человек:

  • Директор
  • Коммерческий директор
  • 3 печатника
  • 3-4 человека в постпечатный отдел

Алексей Ивановский. Фото Анастасии Бондарович

Бухгалтерия на аутсорсе.

В первую очередь, небольшой штат связан с высоким уровнем автоматизации основного оборудования. На нашей офсетной машине комфортно справляется 1 печатник. Тогда как во многих типографиях нужен 1 печатник и 1-2 помощника. Формы для офсетной печати делает сама печатная машина, поэтому мы не нуждаемся в еще одном участке с дорогим оборудованием для формы и еще 2 людьми в штате.

Таким образом, на участке офсетной печати мы вместо 5-7 человек нанимаем 1-2 (в зависимости от сменности). Кроме того, активно используем кооперацию с другими компаниями.

От дизайнеров мы отказались. Это одна из самых сложных тем в полиграфическом бизнесе. Очень многие приходят с курсов веб-дизайна и абсолютно ничего не понимают в полиграфии. К тому же, у дизайнеров присутствуют недостатки творческих людей. Мне не нужен сотрудник, который встает в 12 утра. Допечатная подготовка очень отличается от обычного дизайна. Если в другой ситуации фотошоп подходит (например, в веб-дизайне и обработке фотографий), то здесь категорически нет.

Если мы получаем такое изображение от заказчиков, то переводим его в растровое, работаем в формате tiff.

Привлечение и удержание клиентов

Естественно, в домохозяйствах визитки и каталоги не нужны. Поэтому типография всегда обслуживает либо бизнес, либо государственные учреждения.

У типографий с заказчиками сложные отношения. Одни не могут соблюсти сроки сдачи макета. И нам, в свою очередь, становится сложно успеть выполнить заказ. Если мы говорим, что «постараемся выполнить срочный заказ в срок», то заказчики воспринимают это как обязательство. И когда случается просрочка 2 часа вместо 5 дней (если бы заказ был не срочным), возникает конфликт.

Но бывают заказы, когда понимаешь: будем делать ночью, но сделаем. И заказчики это ценят. А если людям очень важно, чтобы все было сделано в срок как минимум (не говоря уже о том, чтобы это было качественно), то работать с ними комфортнее всего. Они соблюдают срок по оплате, выполняют требования к макетам, и ты понимаешь, что ради таких заказчиков можно взять и успеть. Хотя сделать это очень трудно.

Читать далее:  Свой бизнес услуги по окраске машин в автосервисе

Ценообразование

Полиграфический бизнес – это производственный бизнес. Соответственно, он сопряжен с материалоемкостью (бумага, расходные материалы, энергия) и высокими затратами на аренду и штат сотрудников.

Ценообразование в полиграфии сильно зависит от сегмента. В оперативной полиграфии доходность выше, в длинных контрактах она минимальна.

Структура конечной цены в полиграфических компаниях в Минске

Данные в таблице не претендуют на точность, а скорее отражают структуру рынка. И пусть не смущает снижение добавленной стоимости  у крупных типографий. В абсолютных цифрах (рублях) суммы, естественно, будут расти слева направо – генерация дохода происходит за счет контрактов большей стоимости.

В регионах дороже материалы, но дешевле аренда и персонал.

После резкой перестройки рынка в декабре прошлого года мы сейчас выходим в ноль и выжидаем, чтобы пережить кризисные времена. Но при этом развернуть прежние объемы производства мы можем очень быстро. Точка безубыточности в современных условиях – это не результат, а процесс. На нее нужно выходить каждый месяц (в течение месяца).

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressen-GB

Многие компании сейчас поставили на то, чтобы сохранить производство и персонал. Речь идет не о заработке, а выживании. Поэтому важнее не норма рентабельности, а стабильный денежный поток. Лучше работать в ноль, чем по месяцу с перерывами.

Фото с сайта kba-print.ru

Ведь, помимо аренды, есть лизинговые платежи, люди стоят денег – нельзя специалистов растерять. Если они посидят недели две без работы (в отпуске, отгуле и прочее), то найдут сначала подработку. А потом и вовсе уйдут. Здесь есть хорошая аналогия с Алисой в Зазеркалье: чтобы оставаться на месте, надо быстро бежать.

Что нужно для открытия типографии

1. Чтобы «почувствовать» этот бизнес, для открытия небольшой типографии достаточно $2000-3000. Такая «типография» будет просто оказывать посреднические услуги (поиск заказов и размещение их в других типографиях). Суммы хватит на:

  • Зарплату одного или двух учредителей
  • Аренду помещения – подойдет даже место в коворкинге
  • Транспортные расходы, чтобы набрать заказы

2. Если полиграфический бизнес понравится, можно открыть цифровой печатный салон. Такой компании дополнительно потребуются $15 000-20 000:

  • Машина начального уровня (на б/у рынке ее можно найти за $1000)
  • Офис
  • Найм печатника и сотрудника на послепечатные работы (резка, сшивка, склейки и прочее)

3. И наконец, для запуска офсетного производства нужно более $100 000.

Требования к помещению

Исходя из сегмента, предъявляются следующие требования:

  • Размер помещения зависит от назначения. Чаще помещений несколько. Например, в печатном цехе тон задают машины и требования к их размещению (расстояния от стен и технические проходы), а также нормы противопожарной и электробезопасности. У переплетного цеха – свои требования. Кроме того, схема размещения оборудования должна учитывать и удобство перемещения материалов и полуфабрикатов (на поддонах и тележках). Т.е. проходы должны быть достаточно широкими.
  • Тип здания (офисное либо промышленное). Если в помещении работают люди, то его возможности резко сокращаются. Многие типографии по этой причине вынуждены искать промышленные здания. Но, к примеру, мы не смогли снять помещение на велозаводе, потому что перекрытия не выдерживали вес печатной машины.
  • Расположение (предпочтительнее, конечно, в центре).
  • Технические характеристики. Не во всяком здании можно получить требуемые энергоресурсы. У одной печатной машины мощность 7 кВт.

Помещение чаще берут в аренду. Это как с квартирой – конечно, всегда хорошо купить свою, но с точки зрения некоторых видов  бизнеса, в т.ч. полиграфического, это неправильные инвестиции.

Фронт-офис (для клиентов) тоже нужен далеко не всегда. Если типография работает в основном на розничном рынке, ей, конечно, понадобится презентабельный офис. Клиенту важно прийти в хорошо обставленный кабинет, где ему уделят достаточное количество времени, чтобы оговорить все детали заказа.

Мы сейчас работаем в основном с крупными заказчиками и рекламными агентствами, и этой категории клиентов важнее иное: качество, сроки, цена.

https://www.youtube.com/watch?v=ytdeven-GB

Наличие фронт-офиса автоматически увеличивает стоимость продукции, а нашему клиенту важно сохранить эти деньги.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro
Adblock
detector