Основные виды чая потребление чая в россии

2. Внешние и внутренние факторы, влияющие на рынок

Ключевой фактор для развития рынка чая в сегменте B2B — динамика российской экономики, а также динамика реальных располагаемых доходов населения.Сетевые и несетевые чайные магазины и другие ритейлеры, продающие чай на развес, реализуют свою продукцию преимущественно либо предприятиям HoReСa, либо представителям домохозяйств.

  • динамика численности населения;
  • отсутствие в СМИ объективной информации о продукте. Существует много мифов и легенд, которые кочуют из одних ресурсов в другие. Потребители не знают, каким источникам можно доверять, и получают некачественную информацию о продукте; (Основные доводы против чая: может содержать тяжелые металлы, вреден для сердечно-сосудистой системы, желудка и почек, раздражает пищевод, вызывает бессонницу, воздействует на эмаль зубов и т. д.).
  • высокие требования к качеству продукции со стороны конечных потребителей;
  • постоянный интерес к новинкам и экзотическим видам чая со стороны конечных потребителей. Игроки рынка отмечают, что разнообразие сортов и видов чая в России — самое большое в мире;

Внешние факторы:

  1. Снижение маржинальности бизнеса, вызванное ростом стоимости сырья и увеличением конкуренции. Отдельно стоит отметить агрессивность закупочной политики сетевых розничных операторов (требование максимального снижения закупочной цены, а также введение разного рода неценовых факторов, влияющих на допуск товаров на полки). Однако на сегмент B2B этот фактор практически не влияет.
  2. Ограничения на экспортных рынках Узбекистана, Ирана и Турции. Эти рынки для России закрыты, возможности беспошлинно ввозить чай, произведенный на территории страны, там нет.
  3. Сложности торговли на территории Евразийского экономического союза.

Необходимо отметить, что в связи с низкой насыщенностью внутреннего рынка экспортные поставки — одно из направлений его развития на долгосрочную перспективу. Поэтому пока указанные ограничения большого влияния на развитие рынка не оказывают.

Прогноз развития рынка до 2023 г в полной версии отчета

Развитие чайного рынка определяется текущей экономической ситуацией в стране, а также факторами, рассмотренными в предыдущем разделе. Аналитики выделяют следующие тенденции:

  • смещение спроса в сторону средних и более дешевых сортов чая;
  • рост розничных цен на чай из-за повышения цен на импортное сырье;
  • обострение конкуренции на рынке;
  • рост популярности товаров-заменителей: кофе и кофейных напитков.

Продажи кофе в натуральном выражении в 2018 г. выросли на 6%, а продажи чая упали на 2,8%. Такая динамика складывается прежде всего под влиянием маркетинговой активности производителей кофе, с которой потребители сталкиваются не только в виде рекламы и продвижения в точках продаж, но и в сегменте HoReCa.

Однако, несмотря на перечисленные сложности, отрасль производства чая чувствует себя лучше, чем многие другие сферы экономики. Чай — это товар массового спроса, поэтому население будет его покупать в любых условиях. При этом в сложившихся условиях потребление все больше концентрируется в эконом- и премиум-сегментах, спрос на чай средней ценовой категории падает.

Читать далее:  Франшиза аптеки - выгодный бизнес?

Рост объемов потребления чая премиум-сегмента продолжается на протяжении последних пяти лет. Особенно активно развивались сегменты зеленого чая, ароматизированных, фруктовых и травяных чаев за счет купажей и различных вкусовых сочетаний.

Поскольку официальных данных о выручке непубличных компаний за 2018 год еще нет, структуру рынка по крупнейшим потребителям мы можем рассмотреть по итогам 2017 года.Рынок чая в сегменте В2В высококонкурентный, на нем присутствует большое количество дистрибьюторов. Доля большинства компаний не превышает 1%. В целом дистрибьюторов чая в сегменте В2В можно разделить на два типа:

  1. Компании, которые реализуют только нефасованный чай для В2В-сегмента.
  2. Компании, которые реализуют нефасованный чай, а также предлагают услуги по фасовке и упаковке, по созданию собственной торговой марки.

общей сумме наибольшую долю рынка занимают компании, которые реализуют нефасованный чай, однако наиболее успешны и имеют бо́льшие индивидуальные рыночные доли компании второго типа, которые предлагают предприятиям услуги по созданию СТМ и имеют возможность расфасовывать и упаковывать чай по желанию потребителя.

По итогам 2017 года самыми крупными дистрибьюторами были: ООО «Большой ветер», ООО «РЧК-логистик», ООО «Хороший чай», ООО «Чайный дом Тонус» и ООО «Экзотика». В сумме эти пять компаний занимают долю в 16% от общего объема рынка чая в сегменте В2В.

Ниже отмечены ключевые тенденции в потреблении чая в сегменте B2B

Данная тенденция характерна для российского рынка на протяжении последних нескольких лет и является следствием желания поставщиков наиболее полно удовлетворить потребности клиентов.

результате этого открываются для поставок в Россию все новые страны-поставщики (как пример: Австралия, Колумбия, Гавайи, Иран и т. д.) и увеличиваются объемы поставок из стран, которые не являются традиционными лидерами в структуре импорта чая на российский рынок по странам-производителям.

Указанная тенденция является одним из следствий предыдущей, но кроме этого она обусловлена постепенным эволюционным ростом рынка чая в сегменте B2B. Расширение ассортимента происходит прежде всего за счет появления новых видов травяных, ягодных, фруктовых и зеленых чаев, в меньшей степени черного чая (поскольку данная категория является наиболее развитой и насыщенной).

Кроме того, в сегменте B2B (сетевые и несетевые чайные магазины) все чаще появляются новые сочетания/комбинации различных вкусов чая, которых раньше не было. Наблюдается тенденция смешивания различных сортов зеленого чая и улунов или комбинирования белого и черного чая. Участники рынка ожидают, что в скором будущем таких нетрадиционных сочетаний, необходимых для удовлетворения жажды новизны у отечественного потребителя эксклюзивного чая, будет еще больше.

Читать далее:  Венчурные инвестиции что это принципы работы фонды россии

последние годы на рассматриваемом рынке происходят изменения в структуре потребления — доля черного чая снижается, доли зеленых, ягодных и фруктовых, а также различных травяных чаев растут.

Участники рынка рассматривают данную тенденцию как долгосрочную, в условиях расширения ассортимента представленных чаев структура потребления неизбежно будет изменяться. При этом в любом случае доминировать на российском рынке и в долгосрочной перспективе будет черный чай, однако его доля будет постепенно незначительно снижаться в пользу других видов чая.

4. Стагнация рынка

Это ключевая тенденция рынка в 2017-2018 гг. Российский рынок чая в сегменте B2B в последние 2 года не растет, в 2017 г. он стагнировал, а в 2018 г. произошло небольшое снижение объема рынка.

Стагнация рынка связана с общим снижением уровня реальных располагаемых доходов населения, представители домохозяйств в подобной ситуации вносят изменения в свое поведение, отдавая предпочтение более дешевым товарам-аналогам, потребители чаще выбирают чай не на развес, а наиболее дешевые пакетированные виды чая и т. д.

Ожидать перехода рынка к фазе активного роста можно только после изменения динамики реальных располагаемых доходов населения. В долгосрочной и среднесрочной перспективе участники рынка ожидают устойчивого роста российского рынка дистрибьюции чая в сегменте B2B (уверенность основана на вере в долгосрочный рост и развитие российской экономики и начало фазы роста доходов населения), однако в краткосрочной перспективе (1-2 года) рынок может продолжить стагнировать.

5. Объем и динамика импорта в 2016–2018 гг.

Наибольшую долю рынка ожидаемо занимает черный чай. Опросы экспертов рынка, подтвержденные данными по статистике ввоза развесного чая на территорию России, показывают, что его доля

составляет чуть более 88%. На втором месте зеленый чай (10%), совсем небольшую часть рынка занимает парагвайский чай мате.

Такая структура наблюдается на протяжении многих лет, в обозримой перспективе она не претерпит существенных изменений.

мелких сетевых и несетевых магазинах (рассматриваемый сегмент B2B), торгующих чаем на развес, доля ароматизированных чаев в структуре продаж гораздо выше, чем в целом по российскому рынку.

Поскольку 98% чая на B2B-рынке ввозится из-за рубежа, динамика импорта полностью повторяет общую динамику рынка. В 2018 г. объем импорта упал чуть больше, чем весь рынок (-3,3% против 2,8%) за счет небольшого роста внутреннего производства и снижения экспорта.

Поскольку отдельной статистики поставок развесного чая B2B-потребителям не ведется (компании — получатели импортного чая продают его как в фасованном, например под собственными СТМ, так и развесном виде, далее мы приводим структуру рынка по всему объему нефасованного чая.

структуре поставок чая в Россию лидирует Индия. Эта страна была основным поставщиком чая еще в эпоху СССР (чай «со слоником»), правда тогда наша страна обеспечивала себя собственным чаем на ¾,, а остальное количество закупала в Индии, Шри-Ланке и Вьетнаме, Кении, а до этого еще и в Китае. Собственно, именно эти страны и составляют сейчас топ-5 основных поставщиков чая в Россию.

Крупнейший из них по итогам 2018 года — Индия (31%), у Шри-Ланки 20%, Кении 14%. Кроме того, в лидерах Вьетнам (11%), Китай (8%) и Индонезия (5%).Необходимо отметить, что по сравнению с 2017 годом структура топ-6 импортеров не изменилась, но уровень консолидации рынка вырос: если в 2017 году суммарная доля 6 этих стран составляла 83%, то в 2018 году — уже 89%.

Читать далее:  Что такое РОЯЛТИ - простой ответ что это значит, примеры, види

6. Структура импорта по странам-отправителям

Россия продолжает оставаться одним из лидеров потребления чая в мире, занимая четвертое место после Индии, Китая и Турции. Необходимо отметить, что собственного чая в России крайне мало: он выращивается только в Краснодарском крае (краснодарский чай является самым «северным» чаем в мире). Его доля не превышает 2%, а основной объем потребляемого в России чая покупается на чайных аукционах по месту выращивания (в Шри-Ланке, Индии, Китае, Вьетнаме, Индонезии, Кении) и импортируется в виде промышленного сырья.

Структура предложения на рынке чая по типу расфасованный/развесной

Более 91% потребляемого в России чая купажируется и расфасовывается в мелкую упаковку для розничной торговли внутри страны. Меньшая доля (около 2%) фасованного чая поставляется зарубежными компаниями. Процесс переноса чайных производств на территорию России связан с тем, что ввозные таможенные пошлины на фасованный чай значительно выше, чем на чайное сырье.

Доля рынка чая, который продается вразвес, по мнению экспертов отрасли, в настоящий момент составляет около 7% от общего объема рынка или около 10,6 тыс. тонн.

Именно этот сегмент мы рассматриваем как B2B, потому что развесной чай у импортеров закупают компании, которые затем реализуют его конечным потребителям на развес в своих магазинах. При этом сегмент предприятий, закупающих у производителей и дистрибьюторов фасованный чай (под собственной торговой маркой — крупные торговые сети или под маркой производителя — HoReCa, рекламные агентства, интернет-магазины) мы не учитывали.

На рынке чая в целом и в его отдельно взятом сегменте B2B в последние годы наблюдается стагнация. В 2018 г. объем рынка B2B в натуральном выражении упал почти на 3% вслед за снижением общего объема импорта чая. В 2017 г. объем импорта чая всех видов на российский рынок составил 168 802 тонны, в 2018 г.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro