Как открыть аптеку по франшизу. Обзор 5х франшиз

Рынок

Крупнейший фармацевтический рынок находится в США. Объем розничных продаж на 2013 год составил 252,8 млрд долл. (данные IMS Health Consulting). В России потребление лекарственных препаратов заметно ниже, чем в США или развитых стран в Европе. От США отставание на душу населения в 5 раз, от Европы – в 3 раза. В среднем каждый житель США в 2013 потребил лекарств на 779 долл., Японии – 660 долл., а России – 154 долл.

Рис. 1. Страны-лидеры по потреблению лекарств на душу населения

Рис. 1. Страны-лидеры по потреблению лекарств на душу населения

Российский фармацевтический рынок сильно зависит от импорта. Коммерческий сегмент в стоимостной оценке является самым крупным. В него входят в основном аптеки и другие пункты розничной продажи лекарств.

У розничного сегмента есть ярко выраженная сезонность. Увеличение спроса наблюдается в периоды роста заболеваемости, а это случается стабильно два раза в год – весной с марта и осенью с сентября. Однако лето и начало года считаются мертвыми периодами.

Аптеки работают в нескольких форматах:

  • «у дома»;
  • аптечные киоски;
  • интернет-аптеки;
  • дискаунтеры;
  • специализированные (например, гомеопатические).

Кроме того, они могут быть с традиционной системой обслуживания, где все лекарственные препараты отпускает провизор через окно, или с открытой выкладкой. Второй вариант, где предполагается самообслуживание, более популярен из-за увеличения скорости обслуживания. Такие аптеки предлагают более широкий ассортимент лекарственных препаратов. В классическом формате в основном работают государственные учреждения.

Несмотря на более узкий ассортимент закрытых аптек, они привлекательны с точки зрения инвестирования и окупаемости и потребуют вложений порядка 60 тыс. долл., при этом отбить средства получится через полтора года. На аптеку с открытой выкладкой площадью 90 кв. м нужнно минимум 80 тыс. долл., а окупится она не ранее 2 лет.

Рис. 2 Крупнейшие аптечные сети с открытой выкладкой

Рис. 2 Крупнейшие аптечные сети с открытой выкладкой

Лидеры рынка аптечная сеть «Ригла» и A.V.E. Group («Аптечная сеть 36,6») имеют доли рынка 3,3% и 3,2% соответственно и объем продаж 16 и 15,5 млрд. руб. за первое полугодие 2015 (по данным DSM Group).

Стоит отметить еще один формат аптечного бизнеса – это дискаунтер, на него приходится до 10% рынка розницы. Его характерной особенностью является низкая цена на лекарства и стабильно высокий чек. В кризис посещаемость дискаунтеров увеличивается до 40%. Их ассортимент не превышает 6 тыс. наименований, а наценка составляет всего 11-15%.

Эксперты говорят о хороших перспективах развития этого формата.

Большой рост наблюдается и у интернет-аптек. Однако он сдерживается законодательными ограничениями. Дело в том, что дистанционная продажа лекарств запрещена, а это значит, что покупатель должен см прийти за своим заказом в аптеку. Тем не менее, в крупных городах этот формат процветает.

Рассмотрим несколько франшиз, что понять стоит ли начать аптечный бизнес по готовой бизнес модели.

«Советской аптеки»

Как открыть аптеку по франшизу. Обзор 5х франшиз

Сеть «Советская аптека» (отзывы о ней в Сети самые разные) – это крошечные аптеки в пешей доступности от дома. Компания ориентируется на бюджетный ценовой сегмент. Все помнят лозунг российского дискаунтера в момент его выхода на рынок: «Советская аптека… по советским ценам».

Особое внимание компания уделяет качеству жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в сегменте низких цен. «Советская аптека» — детище гиганта-дистрибьютера и импортера фармацевтических препаратов «PHARMA Distribution Group».

На момент запуска франшизы (2015 год) у группы было серьезное конкурентное преимущество: отлично отработанная логистика в регионах России. Экономия на доставке от склада до конечного покупателя позволяет сети до сих пор удерживать низкие цены на основные препараты.

Нет паушального взноса, роялти и других обязательных платежей. Размер первоначальных инвестиций стартует с 1,5 млн. рублей. Площадь торгового помещения должна быть не меньше 40 кв.м в месте с хорошей проходимостью (на перекрестке, рядом с остановкой, возле метро). Проект окупается за 8-12 месяцев.

Стартовый пакет

  • Централизованные поставки всей линейки товаров через собственного дистрибьютера.
  • Единое программное обеспечение для каждой аптеки в структуре.
  • Доступ к сайту «Интернет-Аптека» (Ваши клиенты смогут делать заказы в режиме онлайн).
  • Консультационная поддержка на всех этапах сотрудничества.
  • Поставка мебели и медицинского оборудования.
  • Разработка индивидуальной рекламной кампании в регионе.
  • Маркетинговые бюджеты, ретро-бонусы и участие в акциях от производителей (например, «1 1=3», «Товар дня»).

На мой взгляд, франшиза «Советская аптека» — одно из самых интересных предложений на рынке.

Эта аптечная сеть активно развивает направление франчайзинга – представлена в 36 регионах страны. Она работает в формате «У дома», располагается в спальных районах, где может быть много потенциальных покупателей. Нужно понимать, что за лекарствами человек не поедет на другой конец города, если они ему нужны здесь и сейчас. Этим и пользуются предприниматели.

Предприятие работает в низком ценовом сегменте. В среднем наценка составляет 20-22%.

Преимущества франшизы «Советская аптека»:

  • договор с дистрибьютором на выгодных условиях (оптовые цены вне зависимости от объема);
  • продукция закупается централизованно;
  • ассортимент более 7 тыс. позиций;
  • помощь в открытии бизнеса, в т.ч. предоставление лицензионного ПО.
Читать далее:  Франшиза додо пицца отзывы и условия покупки цена

У сети довольно демократичные условия сотрудничества. Отсутствие вступительного взноса – прямое тому доказательство. На открытие одной аптеки потребуется вложений от 1,5 млн руб., а бизнес окупится через 8-10 месяцев. Для старта нужно купить или арендовать помещение площадью от 34 кв. м, желательно в проходимом месте по возможности с витражными окнами.

В целом аптечный бизнес выглядит привлекательно для инвесторов: на лекарства всегда есть спрос. Независимо от политической и экономической обстановки, люди будут болеть и покупать медикаменты. А открыть аптечный пункт можно по франшизе.

«Ригла»

По итогам первого полугодия 2017-го года «Ригла» заняла первую строку в ТОП-200 аптечных сетей в России (по версии журнала Vademecum). На сегодня структура «Ригла» насчитывает почти 2000 аптек в 49 регионах страны! При этом свой франчайзинг компания запустила не так давно – в 2013 году.

Условия

Обратите внимание! На сайте «Ригла» размещен список приоритетных регионов продажи франшизы. Москвы и СПб в этом перечне нет. Условия франшизы напрямую зависят от нынешнего статуса аптеки: «новая» или «действующая».

Требования к новой точке:

  • Площадь не менее 60 кв.м.
  • Месторасположение: ТРЦ, стрит-ритейл с проходимостью от 600 чел./час или пешеходная улица города.
  • Паушальный взнос от 150 000 рублей, минимальные вложения в одну точку от 3 000 000 рублей.
  • Средняя выручка на одну аптеку – от 2,5 млн. рублей.

Состав пакета

«Ригла» – крупная аптечная сеть, в которой насчитывается 1387 в 46 регионах. Основана в 2001 году, входит в группу «Протек».

Особенности франшизы:

  • вступительный взнос – 200 000 руб. (без НДС);
  • роялти – 1,5% от оборота;
  • маркетинговый доход – 2% партнеру-производителю;
  • окупаемость – 2-3 года;
  • инвестиции – 2-5 млн руб.

Для открытия потребуется помещение площадью от 30 кв. м. Со стороны франчайзера будет всесторонняя поддержка партнеру.

Открыть аптеку по франшизе, на первый взгляд, проще. Спрос на лекарства стабилен, несмотря на сезонность, а основная конкуренция разворачивается вокруг форматов и уровней цен. Однако это довольно специфических бизнес со множеством нюансов, которые необходимо как минимум знать, чтобы выиграть в борьбе за «место под солнцем». И поддержка франчайзера может оказаться весьма кстати.

Читать далее:  Франшизы Италии: от одежды и джелатерий до разливного вина

«Эвалар»

Компания работает с 1991 года и представлена во многих городах России. В 2011-м сеть занимала 23% в доле рынка БАДов.

Основные показатели франшизы:

  • вступительный взнос 5 000 руб.;
  • роялти 0,1% при реализации продукции «Эвалар», для других марок роялти отсутствуют;
  • плата за использование объектов авторских прав – нет;
  • инвестиции на выкладку продукции на прилавке – от 75 000 руб.

Как открыть аптеку по франшизу. Обзор 5х франшиз

Франчайзер помогает с открытием бизнеса. Партнеру предоставляется дизайн-проект аптеки, поставляется необходимое оборудование для демонстрации продукции. Франчайзи, в свою очередь, должен найти помещение, иметь лицензию и быть готовым обеспечивать оборот от 1 млн руб. Таких показателей выручки можно добиться, расположив аптеку в проходимом месте.

На фармацевтическом рынке компания «Эвалар» работает более 20 лет. По сути, аналогов «Эвалару» в России нет. Ведь компания специализируется не только на розничной продаже лекарств, но и выступает крупнейшим производителем препаратов на основе трав.

Несколько раз бренд получал национальную премию «Идея здоровья» (в конкурсе участвуют отечественные и зарубежные компании, выпускающие БАДы).

Бренд «Эвалар» — один из самых узнаваемых и «раскрученных» в России. Территориально компания развивает собственную сеть аптек в Москве и на Алтае.

Условия для старта

Размер начальных инвестиций стартует с 200 000 рублей (на закупку базового ассортимента продукции). Затраты на саму франшизу: 5000 рублей (паушальный взнос) 0,1% от реализации (роялти).

Требования к франчайзи: лицензия на аптечную деятельность, оборот от 1 000 000 рублей в месяц, расположение аптеки – в местах с высокой проходимостью.

Что входит в пакет?

  • Рекламная и PR-поддержка. Информация о новой аптеке размещается на корпоративном сайте «Эвалар» и анонсируется в местных СМИ. Плюс франчайзи получает полный пакет рекламной продукции (стикеры, буклеты, пробники, листовки).
  • Помощь в оформлении помещения. Для франчайзи разрабатывают индивидуальный дизайн-проект (бесплатно). Кроме того, франчайзер предоставляет партнерам необходимое оборудование.
  • Обучение. Бесплатная программа обучения включает в себя тренинги и семинары (плюс обязательные экскурсии на производственные предприятия «Эвалар»).
  • Консультационная поддержка. На протяжении всего периода сотрудничества франчайзер дает бесплатные консультации по всем вопросам (ценообразование, персонал, мерчендайзинг, товарный ассортимент, юридические аспекты).
  • Бонусная система скидок при выполнении плана по продажам.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro
Adblock
detector