Паушальный взнос что это

Почему платится паушальный взнос?

Единовременная оплата франшизы включает в себя оплату за услуги по ведению бизнеса и его анализу. А также паушальный взнос – это плата за пользование товарным знаком фирмы. Однако информация и технологии компании по ведению бизнеса стоят больше, чем бренд, поэтому 80% от размера паушального взноса покрывают именно услуги компании по ведению бизнеса.

Некоторые компании, например «Мак Доналдс», помимо консультаций по ведению дела, занимаются кураторством своих франчайзи, и на первых этапах контролируют весь процесс организации работы нового ресторана своей марки. В паушальный сбор компании «Мак Доналдс» входят: подбор и обучение работников, формирование меню согласно геолокации ресторана, анализу потенциальных посетителей. Также компания регулярно проводит маркетинговые исследования для каждого из множества своих ресторанов.

Что означает термин паушальный взнос

Понятие паушальный взнос (сумма) происходит от немецкого выражения die Pauschale (дословно — пакет, большой кусок) и означает общую стоимость чего-либо, без подробного указания цен составляющих предмета сделки. Простыми словами – это итоговая сумма покупки за некоторый объем товаров или услуг.

Во франчайзинге термин паушальный платеж подразумевает стоимость непосредственного права выхода на рынок под торговой маркой компании франчайзера. Если же, рассматривать настоящее выражение с практической стороны можно сказать, что это общая цена приобретаемой бизнес-модели существующей компании. Физически такой платеж представляет собой единую фиксированную сумму (зачастую округленную до целого), которая может выражаться в свободно конвертируемых (доллар, евро, фунты стерлингов) или национальной валютах (рубли, гривна).

Как определить размер паушального взноса и роялти?

Мы заплатили паушальный взнос фирме и приобрели франшизу. Казалось бы, на этом франчайзи освобождается от платежей бренду. Но определенные фирмы обязывают приобретателей своей франшизы оплачивать роялти, то есть ежемесячный платёж за право пользования франшизой.

Оплата роялти является для франчайзера своеобразной гарантией заинтересованности своего клиента. Если франчайзи оплачивает увеличенный паушальный платёж и отказывается от роялти, компания понимает, что этот клиент заинтересован лишь в получении прибыли, а не в развитии бизнеса. Если же роялти оплачивается – франчайзер понимает, что клиент нацелен на развитие своей франшизы и бизнеса компании вообще.

Топовые компании рассчитывают стоимость паушального взноса, как сумму затрат на возможные риски, обучение работников, маркетинговый анализ и разработку стратегии.

Паушальный взнос что это

Возможные риски для франчайзера – это ущерб, который может нанести франчайзи организации, если будет вести дела неграмотно и отклоняясь от разработанного бизнес-плана. Для компании важно, чтобы франшиза соответствовала бренду, предоставляла потребителям качественные услуги и товары.

Роялти рассчитывается с учётом следующих затрат:

  • на консультации франчайзи
  • на проведение исследований рынка
  • на обучение работников

Мнение о том, что франчайзи оплачивает роялти непосредственно владельцу франшизы, и эти деньги идут владельцу компании, – ошибочное. Франчайзеры в свою очередь также оплачивают услуги маркетологов, которые составляют анализ рынка, а также услуги по подбору ассортимента/меню, планированию и так далее.

Кроме ежемесячной оплаты роялти франчайзи должен учитывать расходы на рекламу. То, что сама компания занимается разработкой логотипов и рекламных кампаний – большой плюс для франчайзи. Ему следует только оплатить нужные затраты, а франчайзер возьмёт на себя все остальные заботы.

От чего зависит размер первоначального платежа

Первоначальный платеж вносится приобретателем франшизы единоразово и только после подписания основного договора. Если франчайзер предлагает внести деньги до заключения сделки, скорее всего вы имеете дело с неблагонадежной компанией. Многие воспринимают паушальную сумму как общую стоимость готового бизнеса, но фактически эта сумма является платой за определенный перечень информации и услуг, в числе которых могут быть:

  • Брендбук и право использования бренда (торговой марки, торгового знака);
  • Маркетинговая стратегия и программа развития бизнеса в краткосрочном периоде;
  • Руководства и методические указания по запуску и ведению бизнеса;
  • Консультации специалистов франчайзера по подбору помещения, найму сотрудников;
  • Обучение персонала и руководящего звена;
  • Рецептуры, технологические карты, инструкции по производству продукции или оказанию услуг;
  • Макеты логотипов, образцы контрактов для работы с клиентами, шаблоны сайтов, дизайн-проекты помещений;
  • Лицензии и сертификаты;
  • CRM-система и ПО для ведения бухгалтерии (при использовании);
  • Базы поставщиков сырья, оборудования.
Читать далее:  Свой бизнес наращивание ногтей

В некоторых случаях также могут предоставляться рекламные материалы и первая партия продукции. В свою очередь не входит в паушальную сумму:

  • Цена аренды или покупки помещения для производства и офиса;
  • Стоимость оборудования и сырья;
  • Экспертное сопровождение бизнеса после запуска (эти услуги оплачиваются за счет роялти);
  • Налогообложение и стоимость регистрации бизнеса;
  • Рекламная кампания подразделения.

Теоретически паушальный взнос является одноразовым платежом. Иными словами, он платится один раз полной суммой. Однако на практике он может быть разделен на аванс (выплачивается после заключения договора) и остаточную сумму (оплачивается после запуска предприятия). В случае, когда сумма платежа очень высока, контрактом может оговариваться оформление рассрочки с выплатой нескольких частей платежа по мере открытия и развития нового бизнеса.

Еще одним немаловажным моментом может выступать происхождение средств, вносимых как первоначальный взнос. Некоторые франчайзеры скептически воспринимают присутствие заемного капитала в составе такого платежа.

Каждая франшиза имеет свою стоимость, а в некоторых случаях франчайзер предусматривает и несколько вариантов паушального взноса. Размер последнего может варьироваться от нескольких тысяч рублей до нескольких миллионов. Так, например, одной из самых дорогих франшиз в мире является бренд Choice Hotels International, с паушальным взносом в 14,6 миллиона долларов США.

Фактический размер суммы зависит от множества критериев, в число которых входят следующие факторы:

  • Популярность франшизы (торговой марки). Чем известнее торговая марка, тем выше стоимость бизнес-модели, ведь в этом случае франчайзи гарантированно получает клиентов уже с первого дня работы.
  • Размер открываемого филиала. К примеру, франшизы магазинов могут иметь привязку к площади торгового зала, предлагая приобретателям бизнес-модели несколько типовых вариантов различной стоимости.
  • Регион деятельности. Для маленьких городов размер паушального взноса может быть ниже, поскольку меньше и потенциальный доход.
  • Возможные риски франчайзера. Некачественная работа франчайзи может нанести вред всей франшизе, а потому в размер паушального взноса изначально закладывается и возможный ущерб.

В последние годы на рынке франшиз появляются и компании, предлагающие использование собственной бизнес-модели без внесения паушального взноса. К ним необходимо относится с предельным вниманием. Как правило, в этом случае возможны два варианта:

  1. Франчайзер хочет прорекламировать свой продукт, позиционируя его как возможность построить бизнес с минимальным стартовым капиталом. В реальности сам паушальный платеж может быть представлен в договоре как обязательство приобрести рекламные материалы, сервисное обслуживание или обучение персонала.
  2. Франшиза только выходит на новый рынок. Если компания хорошо известна в одном регионе, но еще не имеет филиалов в других, она может предоставлять более выгодные условия франчайзи, поскольку рынок, а главное конкуренция, еще не исследованы, что не позволяет точно оценить возможные перспективы развития и прибыльность.

В категорию франшизы без паушального взноса можно отнести и программы развития перспективных менеджеров компании франчайзера до уровня независимого предпринимателя. В этом случае заработок головной компании формируется исключительно за счет роялти. С другой стороны, такие предложения не реализуются в открытом доступе, а предоставляются лишь проверенным партнерам.

Какой паушальный взнос лучше выбрать?

Разница между роялти и паушальным взносом в том, что паушальный платёж является фиксированным и платится единоразово, а размер роялти может меняться и платится франчайзеру не один раз.

Читать далее:  Какие налоги и взносы должны платить ооо в 2019 году

Размер франшизы зависит от нескольких факторов. Франчайзи сам выбирает для себя подходящий тип франшизы и её стоимость.

От чего может зависеть стоимость франшизы:

  • затрат на дизайн, ремонт помещения;
  • затрат на технику, оборудование;
  • суммы, потраченной на рекламу;
  • суммы, потраченной на проведение маркетинговых исследований;
  • затрат на подбор, обучение персонала;
  • затрат на создание сайта, ведение социальных сетей.

Законодательство не прописывает точную сумму, которую должен заплатить франчайзи при покупке франшизы. В среднем размер паушального платежа составляет около 20% от стоимости самой франшизы.

Как можно оплачивать паушальный взнос?

Так как затраты на открытие франшизы довольно велики (включая затраты на аренду помещения, оборудование и так далее), и не всякий начинающий бизнесмен может осилить все платежи сразу, большинство франшиз даёт своим клиентам возможность оплатить расходы на открытие бизнеса частями.

Например, франшиза компании «Мак Доналдс» стоит около миллиона долларов. Чтобы приобрести её, клиент должен обладать хотя бы 50% от этой суммы.

А такая компания, как «Сабвэй», при открытии франшизы своего ресторана, допускает использование заёмных средств на оплату паушального сбора. Однако, кредитные средства – это тоже большой риск, так как даже самые успешные франчайзеры не могут стопроцентно гарантировать успех приобретателю своей франшизы. Поэтому, если вы собираетесь приобретать франшизу на кредитные средства, нужно учесть потенциальные риски.

Франшизы без паушального взноса

Поскольку паушальный взнос – это фактически плата за возможность работать на рынке под определенной торговой маркой, вернуть его при расторжении договора затруднительно. Единственным способом это сделать является доказательство, что само соглашение недействительно. Делается это исключительно в судебном порядке и при наличии следующих обстоятельств:

  • Договор не соответствует существующим стандартам и нормативам, установленным законодательно. Например, согласно законам РФ, подобные сделки должны регистрироваться в Роспатенте, и, если этого не было сделано в установленные сроки, договор будет признан недействительным.
  • Франчайзер не выполнил обязательства, прописанные в договоре.
  • Представленная франчайзером информация о бизнес-модели не уникальна и является общедоступной и бесплатной.
  • Компания, продающая франшизу, не является собственником исключительных прав на атрибуты реализуемой бизнес-модели. Так, может оказаться, что франчайзер не владеет правами на торговый знак или уникальную рецептуру.

Существуют компании, которые не обязывают своих клиентов оплачивать паушальный взнос. Такие фирмы зарабатывают на продаже своих продуктов.

Приведём в пример фирму, которая специализируется на производстве игрушек. Если она хочет расшириться, то может предложить франчайзи следующий вариант: вы можете не платить нам паушальный взнос, но будете продавать наши игрушки.В России есть определенное количество таких компаний. Их франчайзи не совершают паушальный платёж и не оплачивают роялти, но закупают и продают товары фирмы.

Читать далее:  Рекламное агентство: брендирование маршрутов городского транспорта

Так же есть примеры франшиз без паушального взноса и в других отраслях: магазин одежды Zara, ювелирный магазин Sunlight, франшиза магазина Bershka и т.д.

Ярким примером франшизы, у которой нет необходимости в оплате роялти – магазины «Пятёрочка». Паушальный взнос франчайзи составит до миллиона рублей. Приобретатель франшизы в данном случае будет выступать не как владелец бизнеса, а как директор магазина, который получает лишь 15-17% от прибыли торговой точки.

Таким образом, для франчайзи создаются несколько не те условия для развития бизнеса. Можно сказать, что приобретатель франшизы как бы вкладывает свои средства в развитие компании, получая лишь малую часть от прибыли.

Юридические аспекты и налогообложение по паушальному взносу

На отечественном рынке покупка франшизы оформляется как договор коммерческой концессии и с юридической стороны паушальный взнос является платежом, облагаемым налогом и попадающим под налоговый вычет.

Для франчайзера паушальный платеж, получаемый от франчайзи, с точки зрения налогового кодекса является внереализационным доходом (за исключением случаев, если продажа франшизы является основным видом деятельности компании). Он облагается НДС, уплачиваемым по истечению отчетного периода, в котором платеж был получен или на момент перехода прав к франчайзи.

Если франчайзер иностранная компания, франчайзи выступает в качестве налогового агента и выплачивает НДС, удерживая его из паушального взноса. Это относится не только к компаниям на стандартной системе налогообложения, а и к франчайзи, работающим на УСН.

С другой стороны, если основной правообладатель является налогоплательщиком на упрощенной системе, то НДС от получения паушального взноса не начисляется, а сам платеж проходит в отчетности просто как доход от деятельности и облагается налогом на прибыль по установленной ранее ставке.

Чтобы получить налоговый вычет за внесение паушального взноса франчайзи необходимо знать, какие объекты интеллектуальной собственности включены франчайзером в договор и попадают ли они под категорию расходов, по которым налог может быть уменьшен. В число последних входят следующие затраты:

  • Инновационные изобретения, имеющие надлежащие патенты.
  • Полезные модели и готовые промышленные образцы.
  • ПО для ПК, применяемое в работе франчайзи.
  • Специализированные базы данных.
  • Ноу-хау, а также промышленные секреты и технологии.

Понимая сам термин паушальный взнос, что это такое простыми словами, а также как он формируется с позиций франчайзера и франчайзи, вы всегда сможете корректно оценить стоимость франшизы. Это позволит вам как минимизировать риски при поиске подходящего предложения для начала бизнеса, так и обеспечить оптимальное соотношение между ожидаемой прибылью и конкурентоспособностью при реализации собственного предложения.

Заключение

Каждая франшиза обладает определенными особенностями, преимуществами и недостатками. За вступление в ряды партнёров компании каждый франчайзер формирует свою цену, которая складывается из множества показателей. Но всё же, для всех действуют единые правила. Поэтому, для удовлетворения своих требований и требований франчайзи, многие фирмы учитывают все потенциальные риски при расчёте размера паушального взноса.

Читайте еще: «Что такое амортизация простыми словами».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro
Adblock
detector