Обзор сервисов для корпоративного обучения. Свой бизнес: организация системы дистанционного образования

Начало. Определяем цели

Для начала нам все же придется ответить на вопрос «зачем?». То есть определить конкретную цель или набор целей построения системы дистанционного обучения на вашем конкретном предприятии. Где эти цели взять? Выделить из стратегии развития компании, операционных планов, спросить у топ-менеджеров и сотрудников с помощью опросов и анкетирования, выявить в процессе внутреннего аудита, воспользоваться услугами «тайных покупателей», посмотреть отзывы клиентов о продукте и сервисе, прочитать в нормативных актах, регулирующих отрасль и т.д.

Четко очерченные потребности в обучении смогут помочь выбрать правильный путь. Кроме того, проводя работу по постановке целей, вы неизбежно найдете поддержку проекта. Люди любят, когда интересуются тем, что им необходимо для полного рабочего счастья. А когда видят, что высказанные ими пожелания превращаются в реальные действия, лояльность к нововведению увеличивается в разы.

https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

Сформированные цели хорошо бы записать в соответствующий документ, который зафиксирует в итоге кого, чему, как и когда будет обучать компания. Единожды разработанный и дополняемый по мере необходимости документ позволит упорядочить организацию процесса обучения и значительно облегчит жизнь людям, за этот процесс ответственным.

Дистанционное обучение бухгалтеров по технологиям e-learning

Дистанционное (электронное) обучение сегодня превращается в эффективное антикризисное средство получения образования. Причем это относится не только к основному, но и к дополнительному профессиональному образованию. Повышение квалификации и международная сертификация заметно повышают стоимость специалиста на рынке труда.

При этом технологии e-learning дают очевидные преимущества как для студента, так и для фирмы-организатора обучения.

Слушатели электронных курсов получают существенную экономию: занятия ведутся через Интернет – на портале дистанционного обучения бухгалтеров, происходят без отрыва от работы, необходимость в поездках на сессии тоже отпадает, да и сама по себе цены на электронное обучение гораздо более демократичны. Вдобавок можно выбирать отдельные дисциплины в составе курса, а также подбирать индивидуальный график и темп занятий.

И все это отнюдь не исключает контакта с преподавателем: в частности, на специализированных порталах по дистанционному обучению бухгалтеров по программам CAP/CIPA и ACCA DipIFR даже вебинары проводятся. Вебинар – это онлайн-семинар в режиме реального времени, когда слушатели видят преподавателя, слышат, могут задавать вопросы и общаться в чате, а преподаватель может даже проводить опросы и тут же анализировать ответы.

А учебный центр, внедривший на своих курсах технологии электронного обучения, получает дополнительный источник прибыли. Во-первых, фирма-организатор электронного обучения значительно расширяет географию своего влияния. На дистанционные курсы можно и нужно набирать слушателей из разных регионов и даже стран.

Во-вторых, сокращаются накладные расходы, поскольку для удаленных студентов не нужно арендовать дополнительные учебные аудитории и печатать раздаточный материал. В-третьих, учебный центр может вообще не вкладывать средств в закупку оборудования и технологий, если будет работать через уже существующие порталы дистанционного обучения бухгалтеров по подготовке к международной сертификации по программам CAP/CIPA и ACCA DipIFR.

Обзор сервисов для корпоративного обучения. Свой бизнес: организация системы дистанционного образования

Мало того, вечная проблема дефицита квалифицированных преподавательских кадров тоже теряет свою остроту, поскольку преподаватель тоже работает дистанционно и, стало быть, территориально может находиться где угодно.

Конечно, проще всего будет внедрить дистанционное обучение в уже существующем учебном центре, который уже занимается обучением и повышением квалификации бухгалтеров. Поскольку для набора студентов на курсы бухгалтеров по подготовке к международной сертификации по программам CAP/CIPA и ACCA DipIFR сможет воспользоваться уже существующей базой клиентов, предлагая им еще более высокую ступень профессиональной подготовки, но уже в другом формате обучения.

Какими могут быть цели и задачи СДО. Примеры из практики

На самом деле толчок к внедрению СДО может дать случайность, в результате которой способна выкристаллизоваться вполне реальная комплексная цель. Так было в моей собственной практике в качестве специалиста по обучению персонала в одной довольно крупной финансовой компании.

Один из топ-менеджеров решил проверить хорошо ли владеют менеджеры по работе с клиентами в филиалах матчастью по новой услуге, за внедрение которой отвечала его команда. Он сам выступил в роли «тайного покупателя» и то, что он услышал на другом конце телефонного провода, мягко говоря, отличалось от его представлений о том, как это должно было быть.

Благо человек был позитивный, и решение «всех наказать» мгновенно трансформировалось в решение «всех научить, а потом проверить и делать так и впредь». В итоге получила путевку в жизнь система обучения персонала департамента продаж, целью которой стали максимально быстрое внесение новых услуг и сервисов в ежедневную практику и повышение качества обслуживания клиентов на местах.

В агропромышленной группе компаний «Содружество» первым шагом к внедрению системы обучения стало проведение тестирований по технике безопасности для производственного персонала. Задача была нетривиальной, поскольку география только российской части филиалов компании раскинулась от Благовещенска до Калининграда.

Читать далее:  20 самых перспективных рыночных ниш в бизнесе

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

Зарубежные представительства расположились в Парагвае, Бразилии, Дании и других странах. И к необходимости обеспечения сотрудников знаниями и навыками добавилась потребность в объединении персонала компании, создании общей корпоративной культуры для мультинационального коллектива. Проблема, казалось бы, не из области образования.

В промышленном холдинге «Евроцемент груп» задача по внедрению СДО пришла от бизнеса. В холдинге планировалось запустить два масштабных проекта по модернизации производства и расширению сети торговых представительств. Оба проекта предполагали большое количество новых сотрудников, которых необходимо было познакомить с компанией, её продуктами и услугами, научить работать со специфичным и сложным программным обеспечением, а также помочь разобраться в некоторых финансовых аспектах работы с контрагентами.

Московский Индустриальный Банк применяет дистанционное обучение, потому что просто не может иначе. Почти 6000 его сотрудников вовлечены в эту деятельность. Они проходят обязательную подготовку по охране труда и пожарной безопасности, информационной безопасности, защите персональных данных. Это требования регулятора, без выполнения которых банк просто не сможет допустить людей к работе.

Вариантов проблем, которые способна решать система обучения и развития персонала, великое множество. Нужно лишь распознать цели и задачи, которые по-настоящему важны в вашей организации. Именно они способны стать основой жизнеспособной системы обучения, залогом того, что проект не станет мертворождённым ребенком, а будет жить, приносить пользу и укреплять позиции компании.

Как организовать продажу дистанционных курсов CAP/CIPA и ACCA DipIFR?

Итак, какие действия необходимо предпринять и сколько средств вложить в организацию продаж дистанционных курсов CAP/CIPA и/или ACCA DipIFR?

Это новое направление можно начать даже с одного менеджера по продажам. Для того, чтобы создать условия для его работы, необходимо арендовать небольшое помещение – в пределах 20 кв.м.

Обеспечьте свободу телефонного общения в масштабе регионов, которые вы предполагаете охватить. Телефонные переговоры предстоят активные, так что лучше сразу выбрать безлимитный тариф. Интернет тоже понадобится безлимитный. Добавьте к этому разумный минимум расходных материалов. Система оплаты труда может быть различной.

При наличии фиксированной части оклад у специалиста-продажника не должен быть высоким. Это необходимо, чтобы повысить его заинтересованность в активизации продаж и, соответственно, в увеличении собственных комиссионных. Комиссионные с продаж при наличии оклада рекомендуется назначать в размере 5%. Однако во многих организациях система оплаты труда вообще исключает фиксированную часть, тогда процент вдвое выше – 10% от объема продаж.

Из опыта работы учебных центров, производительность труда одного менеджера по продаже дистанционных курсов в среднем составляет 30 звонков в день, что за 22 рабочих дня составит 660 звонков. Из них каждый десятый звонок, по статистике, является результативным. Из 66-ти результативных звонков каждый третий даст реальную продажу. Таким образом, в месяц можно рассчитывать на 22 продажи.

Продавать можно как весь курс CAP/CIPA целиком, так и по отдельным дисциплинам («Управленческий учет», «Финансовый учет», «Налоги и Право», «Финансовый менеджмент», «Аудит»). В дальнейших расчетах под одной продажей подразуиевается как раз одна дисциплина.

Исходя из того, что обучение по одной из дисциплин стоит в среднем 8500 руб. (283,33 $), ежемесячный объем продаж одного менеджера составит 187000 руб. (6233 $). Собственник предприятия при этом получает 30%-ю комиссию, то есть 56100 руб. (1870$), из которых одна шестая (9350 руб., или 311,7 $) — заработок менеджера по продажам, 5% от общей стоимости проданных им обучающих продуктов.

Чистая прибыль фирмы-организатора обучения составляет 46750 руб. (1558 $). Как видите, первоначальные вложения с лихвой окупаются в течение первого же месяца работы.

Однако для того, чтобы направление по продаже дистанционных курсов работало эффективно, одного менеджера недостаточно. Наиболее оптимальный вариант комплектации такого подразделения – три сотрудника. Ежемесячные расходы на отдел из трех человек, как и размер чистой прибыли, легко просчитать по той же схеме.

Конечно, столь малобюджетный вариант начала нового дела возможен только в том случае, если вы подключаетесь к уже существующему проекту дистанционного образования в качестве дилера или дистрибьютора. Разработчик проекта полностью берет на себя функционирование образовательного процесса, его технологическое и содержательное обеспечение, а вы, по сути, сотрудничаете с ним на условиях франшизы.

Обзор сервисов для корпоративного обучения. Свой бизнес: организация системы дистанционного образования

Если же речь идет о внедрении дистанционного обучения с нуля, то это уже совсем другой формат нового бизнеса, предполагающий наличие гораздо более солидного стартового капитала.

Лия Волова

Поддержка и продвижение проекта. Внутреннее лобби

Как мы уже говорили, поддержку идеи построения системы обучения персонала мы практически наверняка сможем получить еще на этапе выявления потребностей. Ведь кто-то же нам эти потребности выскажет. Как только сказал, а еще лучше написал, — ловим на слове и получаем внутреннего заказчика. Правда ловим не всякого, а того, кто обличен властью принимать или участвовать в приятии нужных нам решений.

Здорово, когда идея исходит от топ-менеджмента. В этом случае многие вещи значительно упрощаются. Если же нет, то нам с вами придется действовать, как настоящим политикам, то есть собирать критическую массу поддержки линейных руководителей и серьезно готовиться к защите проекта еще на стадии идеи. Какие аргументы при этом приводить, можно узнать у Константина Ратуева, руководителя департамента продаж Competentum, из записи его вебинара.

Читать далее:  Квест как бизнес подводные камни – Бизнес на квестах: ожидания и реальность

Хотя в этом тоже есть положительный момент. Громкое и открытое обсуждение проекта внутри компании не позволит никому остаться в стороне на стадии реализации. Никто не сможет сказать «а вот мы не хотели, не просили, не знали…». А коль скоро и просили, и хотели, и знали — будут помогать, куда денутся.

Построение системы. Выбор инструментов реализации проекта

Здесь все зависит от нескольких факторов:

  1. сколько сотрудников планируется обучать вообще;
  2. сколько сотрудников необходимо обучать по каждому курсу;
  3. возможные форматы обучения:
  4. — индивидуальное,
    — малые группы,
    — большие группы,
    — очно-дистанционное,
    — дистанционное,
    — автономное или с инструктором,
    — комбинированный формат;

  5. кто будет поставщиком контента:
  6. — внешний провайдер,
    — внутренний провайдер;

  7. как будет проходить контроль знаний:
  8. — компьютерное тестирование с автоматической проверкой,
    — компьютерное тестирование с экспертной проверкой,
    — практическое задание,
    — эссе,
    — собеседование с экспертом,
    — защита итоговой работы;

  9. как будут храниться и анализироваться результаты обучения.

дистанционное обучение персонала

Все эти нюансы можно учесть при создании системы дистанционного обучения. И хоть список получился довольно впечатляющий, большинство вопросов можно решить стандартными средствами, ориентируясь на бюджет проекта.

Мировой опыт показывает, что большинство компаний, которые уже работают с СДО, пользуются связкой LMS Вебинары Видеоролики собственного производства. Я бы в эту схему непременно добавила сервисы, позволяющие общаться с помощью голоса и видео.

Разберем схему подробнее.

LMS, она же система управления знаниями, нужна нам для решения целого комплекса задач, на то она и система. LMS умеет:

  1. создавать учебные планы и графики их реализации;
  2. хранить контент, то есть собирать воедино все накопленные компанией знания и обеспечивать к ним доступ в соответствии с правами пользователя;
  3. отслеживать активность пользователей;
  4. тестировать уровень знаний;
  5. давать информацию для анализа часто совершаемых ошибок и коррекции учебных программ;
  6. осуществлять посттренинговую поддержку.

Словом,LMS— это электронный мозг корпоративной системы обучения персонала. Можно ли без нее обойтись? Можно. Но готовьтесь к огромному количеству ручного труда и тоннам информации, которые придется перелопатить вашему собственному мозгу, чтобы получить хоть какой-то результат.

Вебинар — отличное средство быстрой коммуникации с большим количеством сотрудников. Если нужно очень быстро донести какую-то важную информацию до всей филиальной сети этот инструмент будет весьма действенным. Подготовить полноформатный вебинар с качественной презентацией вполне возможно за 24 часа. И здесь речь, конечно, не о трех рабочих днях. А об одном, возможно слегка затянувшемся.

Кроме того, вебинар весьма хорош своей интерактивностью. Аудитория может по горячим следам задавать вопросы. Да и контролировать, кто пришел, а кто нет можно сразу по ходу пьесы.

Видеоролики позволяют сделать из любого материала шоу. Согласитесь, довольно сложно весело и радостно написать инструкцию к какому-либо бизнес-процессу. Жанр не позволяет. Зато никто нам не мешает сделать обучающий ролик к этой инструкции так, чтобы его посмотрела вся компания. Мне доводилось быть заказчиком и соавтором ролика по новой политике компенсации расходов на деловые поездки и представительских расходов.

Людей нужно было научить заполнять несколько форм отчетов. В итоге в ролике гудели пароходы, взлетали самолеты, стучали по рельсам поезда, утюги гладили деловые костюмы, а по дороге сами собой заполнялись отчетные формы. Результаты нашего творчества вызвали бурное обсуждение и повышенное внимание. Чего мы, собственно, и добивались. Раньше-то инструкцию не читали.

дистанционное обучение персонала

Коммуникационные сервисы дают возможность осуществлять процесс наставничества на расстоянии. Безусловно, такой прием не сработает, если нужно поднять квалификацию токаря или фрезеровщика, но хорошо себя проявит в случае необходимости поддержки менеджера по продажам, консультанта, операциониста и т.п.

Совместное использование этих инструментов в учебной программе дает комплексный эффект. Вебинар дает хороший старт учебной программе, обеспечивает заинтересованность аудитории, направляет её в LMS для изучения текстовых и презентационных материалов и сдачи тестов. Коммуникационные сервисы обеспечивают возможность контроля и коррекции результатов.

В последнее время большой популярностью пользуются средства быстрой разработки электронных курсов. Этот инструмент позволяет создавать практически все виды контента в одной программе и легко публиковать его в системе управления знаниями.

С помощью такой программы был создан специализированный курс для региональных руководителей «Рынок сои и шрота в РФ» в ГК «Содружество», к деятельности учебного центра которой мы уже обращались. Вот что рассказывает об этом курсе Михаил Пеньков, руководитель учебного центра: «Курс был создан на основе презентации коммерческого директора.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpress

С помощью камеры мы сняли видео, добавили презентацию и с помощью редактора сверстали курс. Сценарий был написан самим директором. В этом курсе после каждого слайда есть тест. Поэтому люди не спят, слушают, конспектируют, чтобы не нажимать кнопку «предыдущий». И потом отвечают на тест. Даже те, кому курс не был назначен в обязательном порядке, с удовольствием его проходили».

Читать далее:  Бизнес по изготовлению и продаже ортопедических матрасов

Еще один большой пласт инструментов — различного рода тренажеры и симуляторы. Это особый класс программных продуктов на основе игровых сценариев, все чаще используемых в обучении.

Создателям СДО есть из чего выбрать. Как говорится, на любой размах и бюджет. Остается лишь выбрать провайдеров готовых решений или озадачиться созданием своего собственного. В любом случае здесь без посторонней помощи уже не обойтись.

Как выбрать провайдера

Поскольку основным элементом системы дистанционного обучения персонала, как мы уже говорили, является LMS, то о ней и пойдет речь.

Выбирая провайдера, необходимо помнить, что вам, образно говоря, с ним жить. LMS — это инструмент, которым будет пользоваться компания активно и регулярно. А потому очень важно выбрать провайдера, который не только избавит вас от технических проблем при развертывании и эксплуатации системы, но и будет в состоянии оказать вам экспертную помощь в развитии этого направления.

Хороший провайдер будет с вами от момента зарождения идеи, поможет определиться с этапами и временными рамками проекта, посоветует сопутствующие сервисы и будет работать над созданием решения, максимально приближенного к вашим потребностям. Иными словами, выбирайте команду, близкую вам по духу, и ваша LMS прослужит вам верой и правдой не один год.

Наполняем СДО. Контент и эксперты

Это одна из важнейших фаз реализации проекта. Сами по себе LMS или среда для проведения вебинаров — всего лишь техническая возможность. От того, что именно будет содержать в себе СДО, зависит, будут ли сотрудники ею пользоваться. Ведь насильно мил не будешь.

Обучающий контент должен соответствовать нескольким ключевым требованиям:

  1. простота и доступность изложения,
  2. форма, удобная для восприятия,
  3. очевидная полезность для бизнеса,
  4. применимость на рабочем месте.

Если люди будут понимать, чему и для чего их учат, а главное, как это может повлиять на конечный результат работы, популярность СДО существенно возрастёт.

Поставщиками контента могут быть как внутренние, так и внешние эксперты. Как в первом, так и во втором случае, нам понадобится активное участие профильных специалистов внутри компании. В первом случае для предоставления необходимой информации и участия в ее донесении до конечных пользователей. Во втором случае, для постановки задач и приемки курсов от внешних провайдеров. Мы не зря создавали внутреннее лобби на начальном этапе создания проекта. Пришла пора использовать его ресурс.

https://www.youtube.com/watch?v=https:tv.youtube.com

Направления обучения, которые чаще всего реализовывают собственными ресурсами компании:

  1. вводные курсы для новых сотрудников,
  2. обязательные процедуры и регламенты,
  3. курсы по продуктам и услугам компании,
  4. лучшие внутренние практики.

Довольно часто большое количество материалов, готовых стать учебными курсами, уже существуют где-то внутри компании. Остается их найти, соответствующим образом обработать и выпустить в свет.

В каждой компании всегда есть очень компетентные люди, которые получают истинное удовольствие от возможности поделиться своими знаниями и умениями с коллегами. Находим их и даем такую возможность. Конечно, придется потратить некоторое время и силы на их подготовку, но оно того стоит. Никто не воодушевит коллектив на принятие нового знания лучше, чем увлеченный коллега, который этим знанием уже овладел.

Наполнение СДО не может быть задачей конечной. Вот сложили на полочку энное количество курсов и успокоились. Бизнес постоянно будет подбрасывать новые задачи, требующие новой информации и актуализации уже существующих курсов.

Кто же возьмет на себя труд по развитию и поддержанию системы в актуальном состоянии, её популяризации и продвижению? E-learning специалист, о котором мы писали в двух предыдущих материалах. Будет он один, или понадобится целая команда, зависит от объема задач и количества сотрудников, которых необходимо охватить.

Анализируем результаты

https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

Результаты работы всей системы обучения и развития персонала организации сложатся из эффективности конкретных курсов и учебных программ, которые можно измерить с помощью известных методик или выявить эмпирически. К ним добавятся вещи более тонкие, сложные в определении, но от этого не становящиеся менее важными.

Предоставление максимума возможностей для профессионального развития и реализации личностного потенциала каждого сотрудника — вот самый важный результат и главная цель существования системы обучения персонала. Если вам удалось совместить достижение целей компании с реализацией личностных целей каждого сотрудника, удовлетворить его потребность в стабильности, подчеркнуть значимость, дать толчок к саморазвитию, стимулировать передачу передового опыта и сплочение команды, система обучения работает действительно эффективно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro