Кто такой тайный покупатель — ВАШИ ЛЮДИ

Портрет тайного покупателя

Тайный Покупатель – это человек со специальной подготовкой, осуществляющий проверки от лица компании-заказчика и информирующий данную компанию обо всех нюансах проведенных проверок. Как правило, к кандидатам на данную вакансию не предъявляются какие-либо строгие требования – касательно пола, образования или же опыта работы. Единственным ограничением является возраст – несовершеннолетних к проверкам в качестве тайных покупателей не привлекают.

Нельзя говорить о существовании некоторых универсальных критериев отбора Тайных Покупателей, которыми компания ВАШИ ЛЮДИ руководствовалась бы независимо от специфики конкретных проектов. Напротив, Тайные Покупатели отбираются из имеющейся у нас базы таким образом, чтобы их характеристики соответствовали профилю целевой аудитории компании-клиента (то есть являлись потенциальными, а в некоторых случаях, даже реальными клиентами компании, заказавшей исследование Тайный Покупатель).

Можно только отметить, что на практике наиболее востребованными оказываются люди в возрасте 25-45 лет, с высшим образованием и с доходом выше среднего. Высоко ценятся Тайные опытные Покупатели, являющиеся экспертами в той или иной области. Такие, обладающие глубокими знаниями и навыками в конкретной сфере деятельности, Тайные Покупатели могут оказаться необходимыми для проверки, например, автотехцентров или же салонов цифровой техники и другого высокотехнологичного оборудования.

  • дисциплинированность,
  • пунктуальность,
  • оперативность,
  • наблюдательность,
  • способность запоминать большие объемы информации.
  • объективность,
  • честность и добросовестность,
  • развитое чувство ответственности,
  • опрятность, презентабельный внешний вид.

Что Тайный Покупатель должен уметь (какими навыками обладать?):

  • общаться с людьми – (крайне важно, чтобы Тайный Покупатель во время проверок вел беседу с продавцом непринужденно. Если же Таинственный Покупатель начнет «задавать вопросы по списку», то такой отличающий неестественным поведением «клиент» будет «разоблачен» продавцом, что нивелирует смысл такой проверки);
  • работать с различным ПО – быть «на ты» с компьютером (например, умение пользоваться файлообменниками, аудио-конвертерами и облачными технологиями).

Организация исследования

Цели исследования

В отличие от контрольной закупки, применявшейся в СССР сотрудниками ОБХСС, данные, полученные в результате проверок тайных покупателей, используются для улучшения качества обслуживания и повышения показателей удовлетворённости клиентов проверяемой организации, для повышения профессионализма работы сотрудников, а также как часть проверки финансовой отчетности торговых точек[1].

Исследование «тайный покупатель» может применяться для оценки системы обучения и мотивации персонала; в рамках программ повышения привязанности потребителя к совокупному образу компании и к поставляемому ей на рынок товару или услуге; для оценки использования подручных рекламных материалов; в целях анализа качества работы конкурентов; для стимулирования сбыта продукции; для оценки качества обработки заявок с сайта или телефонных операторов.

Читать далее:  На чем можно заработать денег в домашних условиях

В ходе оценки качества сервиса методом «тайный покупатель» оценивается, прежде всего, соблюдение стандартов компании, в торговых точках которой проходят проверки. Тайный покупатель не должен являться методом конкурентной разведки: проведение должно проходить по сценариям, которые не наносят вреда коммерческой деятельности проверяемых организаций.

Исследование «тайный покупатель» можно проводить самостоятельно или передать на основании договора другой организации, то есть привлечь к работе профессионального поставщика услуг. Бюджет исследования и объём связанной с ним работы зависят от нескольких показателей:

  • количество торговых точек, участвующих в исследовании,
  • количество проверок одной точки,
  • профиль тайного покупателя,
  • ротация тайных покупателей,
  • наличие покупки,
  • документация (анкета и иные документы, необходимые для проведения исследования),
  • содержание анкеты,
  • количество отчётов (объём, периодичность) и другое.

Проверки тайным покупателем могут осуществляться не только посредством визитов на проверяемые объекты, но и посредством телефонных звонков, обращений по электронной почте и т. д. в зависимости от проверяемых процедур обслуживания. В качестве объектов исследования выступают продавцы и консультанты в торговых точках, телефонные менеджеры и консультанты, online-консультанты на сайте (использующие мгновенный обмен сообщениями, голосовую и видеосвязь), менеджеры, обрабатывающие заявки по электронной почте и через форму заказа на сайте.

Критерии оценки

В рамках проверок могут оцениваться следующие параметры:

  • соблюдение сотрудниками норм этикета (приветливость, доброжелательность и т. п.);
  • дисциплина;
  • внешний вид сотрудников и соответствие фирменному стилю компании;
  • выполнение сотрудниками стандартов работы;
  • чистота и порядок в помещении и на рабочих местах сотрудников;
  • навыки работы с клиентом,
  • скорость обслуживания;
  • вспомогательные и рекламные материалы и др.[2]

В ходе проверок также может оцениваться знание продукта и навыки продаж. Тем не менее, необходимо понимать, что данный метод не заменяет, а является дополнительным к другим процедурам оценки деятельности персонала, таким, как аттестации, экспертные оценки, тестирование, наблюдение и т. п.

Контрольная покупка. В ходе проверки может совершаться контрольная покупка. В этом случае дополнительным документом, позволяющим контролировать работу тайного покупателя, является кассовый чек.

Читать далее:  Что такое РОЯЛТИ - простой ответ что это значит, примеры, види

Диктофонная запись разговора. В ряде случаев, когда визит тайного покупателя проводится лично или по телефону, с целью последующего анализа используется диктофонная запись общения с проверяемым сотрудником. Запись применяется при оценке сотрудников в сегменте дорогих товаров с целью проведения последующего индивидуального обучения сотрудника и коррекции навыков его работы с клиентом. В данном случае сотрудник, в отношении которого совершалась проверка, будет ознакомлен с записями.

Диктофонная запись не может являться инструментом контроля таинственного клиента, так как она раскрывает личность сотрудника и личность тайного покупателя.

Также дополнительно к отчету тайного покупателя могут прилагаться фотографии. Снимки делаются по заранее согласованному сценарию.

Кто такой тайный покупатель - ВАШИ ЛЮДИ

Для организации сбора и обработки информации в ходе таких исследований крупные компании используют специализированные системы онлайн-отчётности, которые позволяют им повысить качество информации, снизив человеческий фактор, автоматизировать рутинную работу по обработке и сведе́нию большого массива данных, полученных с полей.

Современные системы оснащены функционалом построения аналитических графиков и таблиц прямо в программе онлайн-отчётности, что значительно упрощает метод анализа данных и сокращает время. Как правило, такие системы позволяют контролировать тайных покупателей, получать фотоотчёты и отчётные формы, автоматизировать рутинную работу по сведению данных из разных регионов, повысить качество передаваемой из полей информации, снять нагрузку с менеджеров проектов, сделать прозрачным взаимодействие между клиентом и агентством и повысить доверие.

Первоначально вся отчётность в проектах делалась вручную при помощи электронных таблиц, но вскоре появились специализированные программные продукты (онлайн-системы), которые стали доступны для любого типа компаний вне зависимости от размера.

Обязанности и задачи Тайного Покупателя (что ожидается от Тайного Покупателя?)

Главная обязанность Тайного Покупателя – совершить визит в точку продаж или обслуживания, проконсультироваться по продукту и/или услуге, сделать покупку или же получить услугу (если того требует сценарий), не раскрывая себя, то есть под видом обычного посетителя. Цели, в достижении которых заинтересован заказчик исследований методом Тайный Покупатель – это, чаще всего, аудит соблюдения персоналом стандартов качества обслуживания, правил в отношении того, как сотрудники должны себя вести в случае возникновения конфликтных ситуаций, инструкций по проведению либо акций, промо-мероприятий и прочих значимых реперных точек сервиса.

Читать далее:  Что такое рефинансирование кредита и как рефинансировать кредит других банков лучшие предложения 2019

Этика

Нормы, стандарты и этика проведения исследований «тайный покупатель» разрабатываются и регламентируются Международной ассоциацией провайдеров услуг «тайный покупатель» (MSPA)[3] и независимыми компаниями, сотрудники проверяемых объектов должны быть заранее предупреждены о том, что в течение определённого периода их будут периодически проверять тайные покупатели, а результаты проверок «тайный покупатель» не должны служить основанием для наказания и увольнения сотрудников.

В РФ деятельность провайдеров услуги «тайный покупатель» фактически ничем не регламентирована. MSPA не имеет действенных механизмов контроля качества предоставляемых услуг на территории РФ и СНГ, поэтому на Российском рынке пользователям услуги «тайный покупатель» приходится самостоятельно проверять качество услуг, как правило, ориентируясь на рекомендации коллег, посредством проведения конкурсов при выборе подрядчика, проверяя, является ли компания-подрядчик членом MSPA[4][5].

Сценарии визитов Тайного Покупателя могут быть самые разными, например:

  • осуществить возврат только что купленного товара;
  • примерить на себя роль недоброжелательного, конфликтного клиента;
  • отказаться от неоплаченного Заказа в момент приезда курьера и так далее.

После совершения визита в точку продаж или обслуживания Тайный Покупатель заполняет анкету (чек-лист), где отвечает на вопросы примерно следующего содержания:

  • в течение какого времени к Вам подошел продавец?
  • какой бренд Вам порекомендовал сотрудник?

Также Тайному Покупателю предлагается оценить поведение сотрудников в разрезе таких характеристик, как внешний вид, доброжелательность, компетентность, умение работать с возражениями клиентов, ненавязчивость, с одной стороны, и готовность помочь покупателю, с другой стороны.

Существует и другой тип проверок Mystery Shopping – это телефонные звонки в call-центр какой-либо компании или же разговор с конкретным менеджером этой компании. Если же в качестве визита Тайным Покупателем выступает посещение торговой точки без совершения покупки, то целью такого визита может быть оценка того, как осуществлена выкладка продукции, оформлены места продаж, есть ли в наличии pos-материалы и пр.

Кто такой тайный покупатель - ВАШИ ЛЮДИ

Стоит также отметить, что сценарии проверок могут предполагать как позиционирование тайных покупателей в качестве физических лиц, так и в качестве сотрудников или представителей фиктивных компаний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FinToPro
Adblock
detector